ВК публикует очередное интервью из цикла «Беседы с Чингизом Гусейновым». Начало см. http://www.vestikavkaza.ru/interview/obshestvo/29288.html
- Вы – кавказец по рождению, москвич по долголетнему проживанию в Москве. Что бы вы пожелали как бакинец россиянам и как москвич кавказцам?
- С постоянной думой об этом я работал над мемуарной прозой "Минувшее – навстречу", выпущенной в прошлом году. Москве я обязан многим. Она, обогатив меня культурой русской и других народов, повернула – тут исключение из правил – к моему языку, настойчиво возвращала меня в мою азербайджанскость – к культуре, языку, развивая при этом – через язык – спасительное для моей судьбы русское начало. И во мне уже не одно десятилетие плетется загадочное модерн-полотно: бакинско-московский, или азербайджанско-русский орнамент из того, что называют стилем и мышлением. Так что Россию я хотел бы видеть единой и целостной. Это возможно, если она, вооружившись историческим мышлением, будет проводить взвешенную, тактичную, умную национальную политику, а российский Кавказ будет полноправным субъектом федерации. Тут надо, чтобы в российской реальности каждодневно путем свободной и демократической выборной состязательности на всех уровнях выращивались, формировались, рождались не анкетным, а опытным, практическим путем личности, политические фигуры, достойные великой страны. Понимаю, что в моих словах много лирики, но как иначе выразить наболевшее, ожидаемое, мечтаемое?
- Какой силой обладает слово?
- Слово – одна из величайших тайн человечества, мощное средство, данное нам богом для познания миров в себе и вокруг. Но сатана – продолжу метафорический ряд – не дремлет. И потому слово бывает истинное и ложное. Первое - обогащает, излечивает, придает человеку силу, а жизни - смысл. Второе (чьи формы проявления… из множества выберу лесть, пресмыкательство, фальшь, лицемерие) притупляет и ослепляет. Первого боятся, как это было некогда у нас. Боязнь была на животном уровне - в 1920-е годы тех, кто пытался сказать правду, высылали, в 1930-е и далее сажали и расстреливали, в 1950-1970-е клеймили, выдворяли из страны, был даже опыт ареста произведения, имею в виду "Жизнь и судьбу" Гроссмана.
Впрочем, есть исключение из правил: в деспотических странах при властителе всегда находился шут, и лишь одному ему дозволялось говорить правду, ведь нельзя ее совершенно не слышать – уши (есть такая восточная присказка) начнут расти, ибо их рост сдерживается только тем, что они хоть изредка должны слышать правду.
Деспотическая страна, как показывает опыт, неизбежно рушится. Так случилось и у нас тоже. А почему? Тут у меня есть такой, может, парадоксальный, ответ: только кажется (таков уровень сегодняшней науки), что слово не имеет ни веса, ни массы, ни цвета, никак не заряжено, а потому правда или ложь условны. На самом деле переизбыток лжи не только рушит в человеке нравственный стержень, делая его неразумным существом, но и, накапливаясь в атмосфере (как грязь, как мерзость) давит и душит слово правды, которое призвано очищать тело и дух Земли и человека. Нечисть, каким-то образом проникая внутрь земли и вод, не только превращает природу во врага человека, но и придает людским массам агрессивность, энергию разрушения.
- Какую роль играет литература в современном мире? Как она изменилась?
- Имея в виду нашу евразийскую ситуацию, замечу, чуть обостряя мысль, что с разрухой изменились и функции литературы, которые действовали тысячелетия. Удар пришелся по таким функциям как познание жизни, пророчество (это же социальное прогнозирование средствами художественного слова, как улучшение нравов). Зато бурно расцвели (и это отрадно) в условиях свободы духа, многообразие жанров и стилей самовыражения.
- Как среди невероятного количества новых книг найти ту, которую действительно стоит прочесть?
- В условиях расцвета пиара, когда из всего извлекаются деньги, даже рецензии и обзоры задарма не напечатают. Мощнее стал поток графомании, когда ни уму, ни сердцу ничего целительно-поучительного, а потому стало сложно следить за тем новым и значительным, что появляется.
- Как вы относитесь к интернету и электронным книгам?
- Это величайшее изобретение человечества. Возникло новое бесконечное и бездонное, как вселенная, пространство, откуда можно черпать и черпать все богатство, созданное веками, и то новое, что появляется.
- Какие книги вы бы рекомендовали человеку, ничего не знающему про кавказскую литературу?
- Настоятельно рекомендую прочесть – это столь же банально, сколь и актуально, – повесть Льва Толстого "Хаджи-Мурат". Убежден, что единицы прочитали, а что до ответственных за национальную политику как в свое время в СССР, так и нынче в РФ, то не читали вовсе. Если бы читали, то поняли бы, что с Кавказом нельзя разговаривать языком запугиваний и устрашений. Если бы читали, не было двух войн в Чечне. Если бы читали... – ряд тут большой. И каждый раз в аналогичных случаях я говорю: Толстой постоянно спасает честь русской нации.