Продолжение. Начало см. в материалах
http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/17869.html, http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/17748.html и http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/history/17336.html
С вершины открывалась широко простирающаяся панорама, но из-за огромных расстояний отчетливо различались только большие массивы. Вся долина Аракса была покрыта серой туманной дымкой, сквозь которую Эриван и Сардарапат казались темными пятнами величиною с ладонь; яснее вырисовывалась на юге гора, под которой должен был лежать Баязет. На северо-северо-востоке красовалась зубчатая вершина Алагеза со значительными снежными массами во впадинах — вероятно, этот пик непокорим. Ближе к Арарату, особенно на юго-востоке и на значительном отдалении на западе тянется большое количество малых гор с пирамидальными вершинами и впадинами посередине, похожих на бывшие вулканы; восточнее юго-восточного направления находится Малый Арарат, чей купол отсюда уже не кажется обычным острием правильного конуса, как это видится из равнины, а представляется поверхностью четырехгранной, чем-то подпираемой с одной стороны пирамидой с большими и малыми скальными наростами на ребрах и посередине. Но что меня просто поразило — это видимая отсюда огромная часть озера Гокча: озеро, словно прекрасная мерцающая равнина, проступало на севере за высокой горной цепью, непосредственно замыкающей водную гладь с юга, эта горная цепь очень высока, и я никогда не предполагал, что спрятанное за нею зеркало воды можно увидеть с Арарата.
После этих наблюдений я посмотрел на моих спутников и заметил отсутствие преданного и верного Абовяна, — я догадался: он устанавливает крест. Я же предполагал все сделать сам непосредственно в центре круглой площадки, где крест находился бы в наиболее надежном и достойном месте. Но Абовян в священном рвении взял эту миссию на себя и нашел площадку для креста на северо-восточном краю вершины, потому что здесь, посередине, как он правильно догадался, крест было бы невозможно увидеть из долины, ибо высота его составля¬ла всего пять футов. Дьякон отошел настолько, чтобы крест был виден не только из долины, но также из Аргури и монастыря Св. Якова: для этого он с опасностью для жизни рискнул продвинуться по крутому скату так далеко, что стоял ниже центра площадки на добрых 30 футов, отчего я его и не видел; я нашел Абовяна усердно работающим — вырубающим яму во льду для закрепления креста.
Это строки из книги «Путешествие на Арарат» доктора Иоганна Фридриха Паррота, профессора физики в Дерпте (Тарту), российского императорского государственного советника, кавалера ордена Св. Анны второй степени с императорской короной и пр., совершившего в 1829 году восхождение на легендарную гору. Вместе с Парротом на вершину поднялся служитель местного монастыря Хачатур Абовян. Здесь и получила свое начало дружба Паррота и Абовяна, продолжавшаяся до конца их жизни.
В 1805 году в селе Канакер у Артема Абовяна из старинного рода Абовенц родился сын Хачатур, ставший в последствие великим армянским писателем, основоположником новой армянской литературы и нового литературного языка, педагогом и этнографом. Его учителями были выдающиеся педагоги гимназии Нарсисян, одного из главных очагов просвещения в Закавказье, воспитавших целую плеяду деятелей науки и культуры, в Тифлисе – Погос Карадагци и поэт Арутюн Аламдарян. После того как Абовян принял участие в экспедиции Паррота на гору Арарат, в 1830 году он отправился учиться в Дерптский (Тартуский) университет. О выдаче государственной стипендии для Абовяна ходатайствовал лично Фридрих Паррот. Когда же Хачатур Абовян закончил обучение в университете, то стал одним из самых образованнейших людей Восточной Армении. Он в совершенстве владел восемью языками и вел переписку с Шиллером, Гёте. Его женой стала Иоанна Эмилия Лоозе, переехавшая из Ревеля (Таллинна) в Тифлис…
Сегодня в Эстонии проживает около 2000 армян. В прошлом году министр культуры Лайне Янес поздравил армянскую общину Эстонии с Днем независимости Армении. В его речи прозвучали и такие слова: «В моем родном городе Тарту армянская интеллигенция появилась еще в середине XIX века, имена Хачатура Абовяна и Степаноса Назаряна навсегда вписаны в почетную историю Тартуского университета. На сегодняшний день армяне являются неотъемлемой частью эстонского общества, обогащая нас всех своей древней богатой культурой».
Никогда невозможно предугадать на каких перекрестках дорог судьба может прочной нитью связать народы, переплести их историю и жизненные пути их сыновей и дочерей…
Продолжение следует