Вестник Кавказа

За Сталина

За Сталина
В марте в Грузии отмечали очередную годовщину трагедии, произошедшей в 1956 году. О тех событиях в России почти ничего не знают, хотя они во многом предопределили развитие российско-грузинских отношений, в том числе даже те катаклизмы, которые произошли полвека спустя.

Доклад Никиты Хрущева на XX съезде КПСС в феврале 1956 года вызвал бурю эмоций на родине Сталина, причем восприятие «вождя всех народов» в Грузии несколько отличалось от его восприятия в других республиках СССР, в том числе в РСФСР. В Грузии Иосиф Джугашвили был неотъемлемой частью «национального мифа» и даже этнонациональной идентичности. Грузины очень гордились своим соотечественником, «возглавившим величающую державу и победившим в самой страшной войне за всю историю человечества». Естественно, доклад Никиты Хрущева был воспринят как покушение на самое святое и сокровенное. В начале марта, когда отмечалась трехлетняя годовщина смерти «великого Иосифа», в Тбилиси начался стихийный митинг. Люди собирались у памятника Сталину, читали стихи, проклинали Хрущева и возлагали цветы к монументу. Цветов и венков к 7 марта было уже столько, что пятиметровый памятник (его аналог до сих пор стоит в Гори) был покрыт ими почти полностью. 9 марта митингующие по призыву одного из ораторов (установить его личность историкам до сих пор не удалось) решили отправить телеграммы с просьбой о поддержке лидерам коммунистических партий Китая и восточной Европы, а также приветствие ближайшему соратнику Иосифа Сталина Вячеславу Молотову.

Огромная толпа двинулась к зданию министерства связи на проспекте Руставели, который охраняли военнослужащие советской армии. Как только манифестанты подошли к зданию раздались первые выстрелы, затем застрекотал пулемет, на проспекте почти сразу появились танки. Митингующие вновь собрались у памятника на набережной реки, где продолжился расстрел безоружных. Точное число погибших в результате этих событий неизвестно. По разным данным, их было от 20 до 100 человек. Исследователь трагедии 9 марта, профессор Нодар Натадзе утверждает, что солдаты бросали трупы в Куру, а власти запрещали родственникам не только их опознавать, но и говорить об этом.

Когда весть о событиях в Тбилиси дошла до грузинских дивизий, дислоцированных на юге республики, в расположении частей началось угрожающее движение, но дивизии были окружены другими частями советской армии. До стрельбы дело не дошло, но именно тогда руководство СССР приняло окончательное решение о расформировании национальных дивизий, существовавших в составе Советской армии со времен Великой Отечественной войны. Комиссия Верховного совета СССР возложила ответственность за трагедию на митингующих и «националистических провокаторов, вкравшихся в ряды советской молодежи». Сотни человек были арестованы и предстали перед судом за участие в массовых беспорядках.

Эти события, имеющие для грузинского общества ярко выраженную национальную окраску, оставили в массовом сознании неизгладимый след и дали толчок развитию настроений, которые и привели к возникновению движения конца 1980-х - начала 1990-х. Естественно, лидеры движения за выход Грузии из состава СССР всячески отрекались от Сталина, сталинизма и коммунистической идеологии. Однако подспудно они были носителями именно тех мотиваций, которые возникли за полвека до «перестройки» и борьбы за независимость – в результате событий на проспекте Руставели и расстрела стотысячного митинга в защиту «чести и достоинства великого соотечественника».
16575 просмотров