Вестник Кавказа

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха: армянские аргументы против азербайджанских

Freitag.de
Конфликт вокруг Нагорного Карабаха: армянские аргументы против азербайджанских

Война - это всегда трагедия. В войне нет победителей. Каждая сторона что-то теряет. Что касается конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, то имеются два противоречивых взгляда с обеих сторон, которые следует подробно рассмотреть. Я регулярно слежу за немецкими СМИ и часто сталкиваюсь с предвзятой формой подачи информации по этому поводу, пишет  Асиф Масимов в статье Argumentationen Armenien vs. Aserbaidschan для Freitag.de.

Нагорно-Карабахский регион в контексте мирового порядка

Начнем с определения рамок существующего мирового порядка. Это Вестфальская система (1648 год), Версальская система (1815 год), Версальско-Вашингтонская система (1918 год), система международных отношений после Ялты и Потсдама (1945 год). Иногда также упоминается время после окончания холодной войны (1991 год). В этом контексте следует отметить, что кавказские республики впервые обрели независимость в мае 1918 года (Грузия - 26 мая 1918 года, а Армения и Азербайджан - 28 мая 1918 года). Аннексия Красной Армией этих трех кавказских республик ознаменовала собой новую главу в их истории. Все народы внезапно стали "братьями", но "дружба народов" оказалась функциональной лишь до тех пор, пока армянские националисты не предъявили претензии на Нагорный Карабах и Нахичевань еще в 1960-х.

Если мы рассмотрим Нагорно-Карабахский регион в пределах кавказских национальных государств, то этот субъект был частью Азербайджана и после Первой, и после Второй мировых войн. Попытки армянской стороны оправдать сепаратизм всеми возможными способами постоянно наталкиваются на границы международных норм. Согласно одному из тиражируемых армянской стороной аргументов, "советские республики [...] обрели независимость, Нагорный Карабах также воспользовался этим правом".[1]

Конституция СССР поможет нам проверить верность этого аргумента. В 1977 году была принята последняя конституция [2] Советского Союза с поправками. Нас особенно интересуют статьи 72 и 86, которые могли бы напрямую касаться Нагорного Карабаха. Согласно статье 72, союзным республикам было разрешено отделяться от Советского Союза, но в то время Нагорный Карабах считался автономной областью. Статья 86 подтвердила, что границы союзных республик не могут быть изменены без согласия самих республик.[3]

Другой часто используемый аргумент армянской стороны следующий: армяне Нагорного Карабаха имеют право на самоопределение как народ. Однако нет такого народа "армяне Нагорного Карабаха". Я прекрасно понимаю попытки армянской стороны убедить нас, что у армян Нагорного-Карабаха другой диалект или же другие традиции. Но населением Нагорного Карабаха считались армяне, азербайджанцы и другие национальные меньшинства. В Армении есть нация, которая уже самоопределилась и имеет свое государство. Не стоит забывать, что право на самоопределение подчинено принципу территориальной целостности государства. Этот момент также был учтен в Хельсинкском Заключительном акте.[4] В противном случае страны в произвольной форме изменяли бы границы с соседями, и выдворяли бы одну часть населения. Как члены Организации Объединенных Наций (ООН) обе стороны должны уважать международное право и соответствующим образом выстраивать свою внешнюю политику. В противном случае СБ ООН не принял бы четыре резолюции по конфликту между Арменией и Азербайджаном, которые призывают к безоговорочному выводу армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий и возвращению вынужденных переселенцев на свои земли.[5]

Цифры и факты

Многие немецкие журналисты пытаются сопоставлять национальный состав Нагорного Карабаха лишь в XX веке. В принципе, в этом нет проблемы. Однако большая часть информации, которую мы получаем, сводится к тому, что в Нагорном Карабахе якобы всегда преобладало армянское население. Когда Российская империя завоевала Закавказье, и в 1828 году был подписан Тюркменчайский договор, число армян резко возросло. После указа русского царя Николая I на месте Иреванского и Нахичеванского ханств была основана "Армянская область". Затем армяне были переселены из различных областей Османской и Персидской империй, чтобы христианизировать недавно завоеванные территории. До переселения армян национальный состав бывшего Иреванского ханства был такой: около 50 000 мусульман и 20 000 армян; в Нахычеване же проживало 17 000 мусульман и 2700 армян.[6] Источники указывают, что только в 1828-1830 годы 40 000 армян из Персии и около 84 000 из Османской империи были переселены на территорию сегодняшней Армении и Нагорного Карабаха.[7]  Царская Россия продолжала арменизацию региона и в последующие годы. Этот исторический факт невозможно не учитывать профессионалам, которые продолжают изучать карабахскую проблему.

Еще один популярный армянский аргумент в отношении Нагорного Карабаха заключается в том, что эта территория была присоединена к Азербайджану Сталиным. Некоторые немецкие публицисты ссылаются на этот аргумент без каких-либо конкретных исследований или доказательств. В связи с этим имеется необходимость в уточнении: 5 июля 1921 года состоялось заседание Кавказского бюро (Кавбюро). Там было решено сохранить Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Это было сделано, исходя из необходимости мирного сосуществования мусульман и христиан в Нагорном Карабахе, а сохранения экономических связей между нагорным и равнинным Карабахом, а также его связи с Азербайджаном. Нагорному Карабаху планировалось предоставить широкую автономию с центром в городе Шуша.[8] Так что, это было вовсе не произвольное решение Сталина. На том заседании не обсуждался вопрос о том, должен ли Нагорный Карабах быть "передан" Азербайджану. Тем не менее этот вопрос обсуждался во время заседания 4 июля 1921 года именно для Армении.

Преступники или жертвы?

Армянская сторона обвиняет азербайджанскую сторону в погромах в Баку и Сумгаите. Те погромы были подробно изучены. Выяснилось, что тогда действительно погибло много армян. Однако были убиты и азербайджанцы. Так, во время погрома в Сумгаите было убито 26 армян и шесть азербайджанцев. Причем среди преступников оказался армянин Эдуард Григорян, который непосредственно руководил насильственными действиями против армянских жителей Сумгаита. Последующие судебные процессы с участием основных обвиняемых и пострадавших армян проходили преимущественно в Москве. Почти все пострадавшие армяне смогли идентифицировать Григоряна как основного виновника. Однако армянская сторона старается всеми силами скрыть этот факт.

Возникает вопрос, почему нельзя сравнивать погромы в Сумгаите с трагедией в Ходжалы. Потому что в отношении некоторых сумгаитских преступников были вынесены приговоры, в том числе, смертные; был судебный процесс. Кроме того, Армения и Азербайджан в то время все еще были частью СССР. В случае с Ходжалы мы имеем дело с преступниками, которые убили сотни гражданских лиц, а после занимали высокие посты в независимой Республике Армения и все еще находятся на свободе.

Конечно, убийцы не имеют национальности. Ошибки необходимо признавать. Власти Армении должны извиниться за геноцид, учиненный в Ходжалы. Азербайджанцы также должны выразить соболезнования родственникам погибших армян. Однако невозможно не учитывать и тот факт, что погромы азербайджанцев имели место и с армянской стороны. Армянская журналистка Мане Папян в свое время раскрыла интересные факты, выяснив, что в армянских районах Кафан и Гугарк, где компактно проживали азербайджанцы, погромы осуществляли именно армяне. В 1988 году в городе Ванадзор (бывший Кировакан) было убито семь азербайджанцев, азербайджанские семьи подверглись преследованиям и изгнанию. В другом армянском городе, Гугарке, в ноябре 1988 года было убито по меньшей мере одиннадцать азербайджанцев. Также росло число банд армянских националистов, которые преследовали азербайджанцев. Со статьей Мане Папян можно ознакомиться здесь.[9]

Когда мы говорим о погроме в Сумгаите, многие забывают, что до этих событий произошла депортация азербайджанцев в 1987 году. В своей книге "Черный сад" британский исследователь Томас де Ваал пишет, что в ноябре 1987 года в Баку прибыло два грузовых вагона с азербайджанцами, которые были изгнаны из армянского города Кафан. К сожалению, эти трагические события не освещались СМИ в Армении и во всем Советском Союзе.[10]

Овдовевшая бакинская армянка Света Пашаева вспоминает те события: "Пришли люди и сказали, что из Кафана прибыли два вагона с голыми, раздетыми детьми, и мы пошли туда. Это были азербайджанцы из Кафана. Я была на вокзале, и сама видела два товарных вагона. Двери были раскрыты, а к стене прибиты две длинные доски, вроде перил, чтобы люди не вывалились из поезда на ходу. Нас попросили помочь беженцам. Многие собрали старую детскую одежду, вещи какие-то…  Я сама их видела. ".[11]

Я уже упоминал об изгнании азербайджанцев из Армении, и хотел бы еще раз подчеркнуть, что депортация происходила не только в конце 1980-х годов. В 1948-1953 годы реализовывалась программа, в результате которой тысячи азербайджанцев были вынуждены покинуть Армению. В их дома планировалось переселить армян из-за рубежа. Армяне, прибывшие в Армянскую ССР из Сирии, Ирана и Ирака, переехали в дома азербайджанцев, а сами азербайджанцы были вынуждены поселиться на климатически менее благоприятных территориях Азербайджана. В официальных документах программа была названа "О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР"[12], что не соответствует действительности, поскольку переселение было принудительным, и термин "депортация" в этом случае более приемлем.

Я настаиваю на том, что для достижения мира первый шаг должна сделать Армения. До тех пор, пока армянские войска находятся на территории Азербайджана, пока вынужденные переселенцы не могут вернуться домой, пока мировое сообщество и средства массовой информации используют двойные стандарты, в регионе не будет мира. И старшие, и молодые поколения двух народов так и останутся враждебными по отношению друг к другу, если армяне не сделают первый шаг.

[1]  “We have made a commitment, and therefore, we must make efforts to achieve real changes in the region” – PM Nikol Pashinyan’s speech at the Paris Peace Forum

[2]  Конституция Союза Советских Социалистических республик, 7 октября 1977 года.

[3] Krüger, Heiko: Der Berg-Karabach-Konflikt, Eine juristische Analyse, Heidelberg, 2009. S. 32.

[4] Konferenz über Sicherheit und Zusammenarbeit In Europa Schlussakte, Helsinki 1975.

[5] Resolutionen und Beschlüsse des Sicherheitsrats 1993, Sicherheitsrat, Offizielles Protokoll: Achtundvierzigstes Jahr, Vereinte Nationen, New York, 1993, S. 87-91.

[6] Vgl. Kipke, Rüdiger: Das armenisch-aserbaidschanische Verhältnis und der Konflikt um Berg-Karabach, 2012, S. 17.

[7] Также там, С. 20.

[8] Гулиева, Д. П.: К истории образования Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской ССР 1918-1925, Документы и Материалы, Баку, 1989. С. 59.

[9] События в Гугарке. Как громили азербайджанцев в Армении.

[10] Vgl. De Waal, Thomas: Black Garden, Armenia and Azerbaijan through Peace and War, New York University Press, New York and London, 2003, S. 18.

[11] Там же, С. Ebd. S. 19.

[12] Совет Министров СССР, Постановление Нр. 4083, от 23 декабря 1947 г., Москва, Кремль.

60050 просмотров

Видео

Все видео


реклама