Страны "Восточного партнерства" нуждаются в установлении устойчивой безопасности и более адекватной реакции со стороны международных организаций, таких как ООН, Европейский союз и G20, пишет газета "Исраэль хайом" ("Израиль сегодня") в материале Тime to advance global security in Nagorno-Karabakh.
Переговорный процесс при посредничестве Минской группы ОБСЕ продолжается более 25 лет без каких-либо конкретных шагов по определению конкретных шагов на пути к урегулированию. Все участники глобального миропорядка, включая ООН и ЕС, потерпели неудачу из-за отсутствия политической воли в Армении. В последствии националистические и милитаристские послания премьер-министра Армении Никола Пашиняна не оставили места для переговоров о дальнейших шагах.
В статье 49 четвертой Женевской конвенции утверждается, что оккупирующая страна не может депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию. Проблема заключается в том, что этнические армяне из других стран не считаются гражданским населением Армении. Хотя их переселение можно рассматривать как попытку изменения демографического состава оккупированной территории, что является военным преступлением. Армения пытается произвести демографические изменения путем переселения и расселения населения на оккупированных территориях. Если Армения хочет достичь мира в регионе, эту давно используемую ею практику следует немедленно прекратить.
В результате обстрела мирного населения армянскими вооруженными силами 27 сентября десятки мирных жителей были убиты и ранены. Это можно рассматривать как удар по международному праву и нарушение Женевской конвенции. Подобные атаки со стороны Армении наблюдались после того, как усилилась эскалация на линии соприкосновения. Азербайджан решил отреагировать соответствующим образом на основании Устава ООН и воспользоваться своим правом на применение силы. На основании статьи 51 Устава ООН, которая предусматривает неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в качестве жертвы продолжающейся оккупации, Азербайджан осуществляет меры самообороны.
Военные операции, направленные на освобождение оккупированных азербайджанских земель, проводятся в рамках признанных суверенных границ, подтвержденных резолюциями Совета Безопасности ООН. Таким образом, текущие военные операции должны рассматриваться как законная попытка установления региональной безопасности, восстановления суверенных границ стран и избежать будущих этнических чисток.
Европейский Союз можно назвать основным региональным игроком с точки зрения политического и экономического влияния для Азербайджана, поскольку он является ведущим внешнеторговым партнером страны. Страны Евросоюза должны выступить против агрессора, поскольку это является единственным способом привлечь больше заинтересованных сторон к интеграции. И общество, и правительство Азербайджана ожидают от ЕС единых, четких и активных усилий по конструктивному урегулированию конфликта, базирующемуся на сохранении территориальной целостности суверенных партнеров и приверженности порядку глобальной безопасности.
"Разрешение конфликта следует рассматривать как средство для будущего демократического развития и евроинтеграции, а также как соблюдение международного права и обеспечение выполнения резолюций Совета Безопасности ООН", - пишет "Исраэль хайом."