Вестник Кавказа

Железнодорожное сообщение между Россией и Индий снизит значимость Суэцкого канала

"Нихон кэйдзай симбун"

В начале марта Иран и Азербайджан открыли короткий (длиной всего в 10 км) участок железной дороги с далеко идущими последствиями. Новое звено стало одним из завершающих этапов 17-летнего проекта транспортного коридора ″Север-Юг″, цель которого - связать Россию, Иран и Индию. Коридор, который предположительно будет достроен в текущем году, повлияет на экономические модели не только вдоль маршрута, но и между Европой и Азией.

После десятилетней задержки, появилось много факторов, продвигающих проект. Частичное снятие международных санкций сделало проект более реальным для Ирана и более ценным для России. Международные санкции в отношении Ирана были отменены в январе 2016 года, после чего ИРИ привлекла иностранные инвестиции и экспертов для расширения своей железнодорожной сети. В свою очередь, решение России блокировать импорт товаров из Европейского союза увеличило значимость расширения экономических связей с Индией, крупным производителем сельскохозяйственной продукции.

Новым импульсом также послужило появление и других транспортных проектов в регионе. В рамках инициативы ”Один пояс - один путь” Китай предложил ряд новых наземных и морских коридоров. Принимая участие в обоих проектах, Азербайджан и Иран стремятся утвердиться в качестве региональных транспортных узлов между Азией и Европой. Лидеры со всей Азии теперь борются за то, чтобы использовать появляющиеся транспортные сети.

Транспортный коридор ″Север-Юг” привлек усиленное внимание официальных лиц высокого уровня от Москвы до Мумбаи. Прошлым летом президент России Владимир Путин назвал  инициативу ”флагманским проектом”. Проект был главным на повестке  трехстороннего саммита между Россией, Азербайджаном и Ираном. Президент Индии Нарендра Моди обсуждал этот проект на встречах с президентами России и Ирана в прошлом году. С начала запуска проекта в 2000 году число стран-участниц возросло до 11.

Политическая поддержка будет иметь решающее значение, но успешность коридора будет зависеть от его экономических преимуществ. Согласно исследованиям, у проекта есть потенциал. По результатам тестового запуска в 2014 году, время доставки примерно в два раза меньше, чем на существующих маршрутах, что сокращает время транспортировки между Мумбаем и Санкт-Петербургом с 40 дней до 20. В октябре прошлого года пробная отгрузка заняла 23 дня между Азербайджаном и Ираном. Некоторые эксперты полагают, что коридор ”Север-Юг” имеет преимущества перед другими наземными маршрутами между Азией и Европой.

Коридор должен стать убедительной альтернативой морскому судоходству для глобальной торговли. Что касается товаров, то наиболее вероятно перевозиться будут сельскохозяйственные продукты из Индии и сырье из Ирана и России. Что касается рынков, то торговые партнеры, находящиеся дальше на материке, вероятно, сочтут маршрут более конкурентоспособным. Тем не менее для подавляющего большинства товаров и направлений, более медленные, но дешевые варианты доставки останутся приоритетными.

Хотя инфраструктура коридора может быть завершена в этом году, многое еще предстоит сделать для улучшения правил перевозок. Экспортеры, использующие этот маршрут, должны ориентироваться в лабиринте правил с разными требованиями для разных стран. Должностные лица и пробные испытания подчеркнули необходимость единого документа для транспортировки грузов. Недавнее присоединение Индии к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов стало важным шагом на пути решения некоторых из этих проблем.

Растущий потенциал

Коридор пожжет возродить региональные усилия по налаживанию транспортных связей. Например, коммерческая составляющая расширения сети железных дорог Ирана до южного порта Чехбехар будет гораздо более значимой. Инвестируя в Чехбехар, Индия надеется, что сможет конкурировать с портом Гвадар в Пакистане. Может набрать обороты завершение строительства других возникающих железнодорожных линий. Иран хочет создать новые маршруты в Афганистан, Ирак и Туркменистан. Азербайджан осуществил крупные инвестиции в свою портовую свободную торговую зону в Баку, а также новую железную дорогу в Грузию и Турцию. Каждое соединение обеспечивает определенную выгоду, и все получат преимущества, благодаря вступлению в более сильную региональную сеть.

Конечно, от успеха коридора выиграют не все. Изменение некоторых существующих маршрутов транспортировки может оказать давление на существующие коридоры. Движение по Суэцкому каналу уже сокращается, так как все больше судов предпочитает более длительное путешествие вокруг мыса Доброй Надежды из-за меньших затрат на топливо. Прогноз Египта в отношении движения по Суэцкому каналу оказался чрезмерно оптимистичным, и новые сухопутные маршруты, а также маршруты через Арктику могут увеличить его финансовое бремя. Расширение транспортных сетей в Центральной Азии поможет формированию глобальных маршрутов.

Значительный потенциал относительно короткой железной дороги Иран-Азербайджан стал напоминанием о том, что транспортные сети становятся все более важными. Приз достанется тем, кто сможет подключиться к ним и создать транспортные узлы в более крупной сети. Чтобы добиться успеха, потребуется как сотрудничество для устранения барьеров, так и конкуренция для привлечения инвестиций и бизнеса. Если эта конкуренция останется в экономической сфере, Азия, Европа и остальной мир смогут извлечь большую пользу.

16030 просмотров