Процесс превращения Михаила Саакашвили в «хромую утку» грузинской политики доведен до логического завершения на прошедшей неделе. 18 марта начался процесс рассмотрения поправок в Конституцию, которые касаются ограничения права президента единолично назначать кабинет министров в случае роспуска парламента. Поправки в Конституцию предлагают предоставление президенту права на роспуск парламента в любое время, но у президента не будет права отправлять правительство страны в отставку без согласия парламента.
21 марта парламент Грузии единогласно принял в первом чтении эти поправки. "Произошла десуверенизация Саакашвили, который уже во всех отношениях завершает свою политическую деятельность. Президентская же партия повела себя довольно хитроумно, настояв на рейтинговом голосовании и сохранив шанс остаться на политической сцене уже с новым лидером", - заявил "Ъ" независимый политолог Малхаз Чачава. Таким образом, по мнению местных аналитиков, ЕНД пытается продемонстрировать собственные резервы возможностей, в то время как сам грузинский президент, как говорится, едет с ярмарки.
Единственный вариант, который остается сейчас у самого Саакашвили, это усиливать давление на правительство и парламент с использованием связей в евроструктурах. Недавнее заявление Европейской народной партии, размещенное в Facebook одним из польских депутатов, свидетельствует о том, что в Брюсселе есть те политики, готовые помочь Саакашвили выйти из этой сложной ситуации. Иных ресурсов внутри самой Грузии у президента, похоже, уже не осталось. Однако трудно согласиться с теми экспертами, кто считает, что это окончательная победа Иванишвили. Решающим раундом противостояния должны стать президентские выборы, которые пройдут в октябре.
Поэтому важным остается вопрос, кого Саакашвили и ЕНД выдвинут в качестве кандидата. У президента Грузии остается несколько месяцев, чтобы при поддержке Брюсселя и менее выраженной поддержке Вашингтона придумать какой-то вариант, если не самосохранения в политике, то создания противовеса "Грузинской мечте" и ее лидеру". Хотя сразу же после голосования в парламенте Саакашвили импульсивно заявил о том, что теперь он принял решение остаться в политике.
Помимо давления со стороны евроструктур, есть возможность апелляции к тому, что социально-экономические проблемы, остро стоящие перед Грузией, новым правительством не решаются. Недавно в Грузии прошли забастовки шахтеров и железнодорожников, возможно, что к осени социальная ситуация в стране ухудшится.
"У "Грузинской мечты" налицо дефицит времени, потому что, помимо преследований сторонников Саакашвили и принятия поправок к законодательству, необходимо показать, что модернизация Грузии продолжается и лозунг "Каждый грузин будет жить лучше", с которым на выборы шла "Грузинская мечта", реализуется. Иначе это будет потеря общественной поддержки, ресурс которой у Иванишвили сейчас достаточно велик.
Тем временем ЕС предсказуемо призывал Грузию (читай - новое руководство страны) исправить погрешности избирательного законодательства до президентских выборов 2013 года, обеспечить уважение предусмотренных Конституцией функций президента и премьер-министра. При этом Евросоюз рекомендует реформировать правосудие для обеспечения полной независимости судебной системы, избегать уголовного преследования по политическим мотивам и выборочного права, проводить независимые расследования в случае несоответствующего обращения в заключенными в пенитенциарной системе, а также продолжить конструктивное участие в Женевских переговорах.
Что касается российско-грузинских отношений, то в этой сфере вновь солировал министр обороны Грузии Ираклий Аласания. Так, 21 марта министр он заявил, что процесс налаживания торгово-экономических отношений с Россией уменьшил потенциальную возможность военного конфликта. «Начатые в последнее время торгово-экономические отношения с Россией уменьшили потенциальную возможность возобновления военных действий», - заявил Аласания на заседании парламентского комитета по обороне и безопасности.
В то же время, Аласания заявил, что вооруженные силы Грузии должны находиться в постоянной боевой готовности из-за появления дополнительных баз РФ в Абхазии и Южной Осетии. «В течение последнего года обстановка на оккупированных грузинским врагом — Россией - территориях, по данным разведки, не менялась. Я сказал бы, что она осложняется тем, что в течение последнего года появились дополнительные фортификационные сооружения и базы как в Абхазии, так и в Цхинвальском регионе (Южной Осетии)», — сказал Аласания. В этих словах и заключено главное противоречие нынешнего этапа двустороннего диалога - неспособность Тбилиси внятно определить - кем является Россия для Грузии - потенциальным партнером или врагом номер один.
Тем временем в соседней Армении продолжаются баталии вокруг выбора вектора внешнеполитических приоритетов - европейская или евразийская интеграция?
19-20 марта в Ереване прошел 12-й этап переговоров по Соглашению об Ассоциации Армения-ЕС. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян отметил, что стартовавшие в июле 2010 года переговоры по Соглашению об ассоциации благодаря двусторонним усилиям походят к завершению. По его словам, власти Армении, взяли на себя ответственность по реализации широкомасштабных реформ, и эти усилия оцениваются должным образом, и ЕС намерен выделить Армении дополнительные ассигнования по принципу «большее взамен большего».
В ходе встречи собеседники отметили, что общей целью сторон является завершить переговоры до запланированного на ноябрь 2013 года в Вильнюсе саммита Восточного партнерства, тем более что обсуждение основных вопросов уже завершено.
Вместе с тем, в эксклюзивном интервью Радио Свобода, председатель комиссии по внешним отношениям Европарламента, зампред Европейской народной партии Эльмар Брок заявил, что Евросоюз не может подписать договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговле со страной, которая является членом инициированного Россией Таможенного союза. Он также отметил, что необходимо сделать выбор, и такой выбор должна сделать не только Армения, но и другие государства-члены «Восточного партнерства», которые также стремятся присоединиться к зоне свободной торговли, предложенной ЕС.
Есть ощущение, что официальному Еревану не удастся лавировать в этом вопросе столь же долго и успешно, как, например, Виктору Януковичу. Вопрос выбора приоритетов стоит все более остро.
С другой стороны, вновь избранный президент Армении демонстрирует полную уверенность в диалоге с оппозицией и не идет ни на какие уступки Раффи Ованнисяну, который за прошедшую неделю явно утратил набранный темп. Ованнисян на митинге 22 марта выдвинул ряд требований Сержу Саргсяну - провести внеочередные президентские либо парламентские выборы в течение текущего года, а до этого провести в избирательном законодательстве необходимые изменения и ликвидировать мажоритарную избирательную систему. Ованнисян требует освободить с постов, по меньшей мере, пятерых губернаторов и назначить на этих должностях представленных им кандидатов. Все это уже сильно напоминает бег по замкнутому кругу.
Продолжается информационная война между Арменией и Азербайджаном вокруг проблемы нагорно-карабахского урегулирования. Ильхам Алиев, во время своего выступления по случаю праздника Новруз, еще раз обозначил позицию Баку в отношении переговорного процесса: "Все мы помним известное заявление глав государств-сопредседателей Минской группы о том, что статус-кво неприемлем и должен быть изменен. Но в действительности никаких шагов не предпринимается. Армения, конечно, заинтересована в том, чтобы как можно дольше сохранить это положение - положение ни мира, ни войны. Но, разумеется, все предпринимаемые шаги по решению этого вопроса должны быть основаны на нормах международного права. За их пределами не может быть осуществлено никакого шага".
Действительно, ситуация в переговорном процессе пока что выглядит тупиковой. Трудно сказать, какие именно шаги могут предпринять посредники, для того чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.
В недавно опубликованном докладе директора национальной разведки США Джеймса Клэппера Конгрессу об угрозах безопасности США говорится, что противостояние между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха остается потенциальным очагом напряженности. «Острая риторика, отсутствие доверия с обеих сторон и повторяющееся насилие вдоль линии соприкосновения повышаются риски просчетов, которые могли бы внезапно усугубить ситуацию», - констатируют западные аналитики. Все это, безусловно, верно. Однако уже который год от лиц, принимающих решения, в регионе ждут не общих фраз, а конкретных действий.
Южный Кавказ за неделю (18-24 марта)
Алексей Власов
18705 просмотров