Вестник Кавказа

Взлеты и падения ирано-турецких отношений

Al Arabiya
Взлеты и падения ирано-турецких отношений
© Фото: Сайт президента Турции

До начала эскалации сирийского конфликта у Ирана и Турции были замечательные отношения. Турция поддерживала  иранскую экономику, когда отношения между ИРИ и Западом оказались в тени санкций. Турция выступала на стороне Ирана и делала все возможное, чтобы помочь соседу наладить отношения с западным миром, некоторые этапы переговоров по ядерному досье Ирана проходили на территории Турции. Однако когда в Сирии разразилась гражданская война, стало ясно, что Иран и Турция выбрали разные пути. Иран решил поддержать сирийского президента Башара Асада, а Турция - оппозицию и любую группировку, стремящуюся свергнуть режим в Дамаске.

Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф со своим тогдашним турецким коллегой Ахметом Давутоглу. Анкара. Ноябрь 2013 года

Проблемы с внутренней безопасностью, испорченные отношения с Россией (которые теперь, кажется, нормализовались, по крайней мере, на публичном уровне) и напряженные отношения с Тегераном – все это еще больше усугубило недавнюю неудачную попытку государственного переворота для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. И в итоге, привело к пересмотру его внешнеполитических приоритетов.

Отношения с Россией

Россия играет одну из ведущих ролей в сирийском кризисе, при этом на протяжении десятков лет она оставалась главным потребителем туристических услуг Турции. Испортившиеся отношения между Анкарой и Москвой из-за сбитого в ноябре 2015 года российского военного самолета, начали налаживаться после того, как Эрдоган публично извинился и отправился в Россию. Кстати, это был его первый зарубежный визит после провалившейся попытки госпереворота.

Эрдоган встретился с президентом Владимиром Путиным 9 августа, и, несмотря на разные позиции лидеров двух стран по вопросу Сирии, они пообещали наладить более тесное дипломатическое сотрудничество и найти возможности для взаимодействия. В интервью российскому телевидению Эрдоган рассказал о возможности создания коалиции по борьбе с терроризмом в Сирии, в которую могут войти Россия, Иран, страны Персидского залива и США.

Разворот в сторону Тегерана

Укрепление ирано-турецких отношений также оказалось приоритетным вопросом для Эрдогана. Визит иранского министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа в Анкару 12 августа стал первым визитом иностранной делегации в страну после провалившегося государственного переворота.

Возможно, иранское руководство опасается схожего госпереворота, и опыт Турции дает ему надежду на избежание подобного сценария в стране, которая имеет крепкие внешнеполитические отношения.

У президента Ирана Хасана Рухани своих проблем хватает – ядерное соглашение и противники в иранском правительстве. Закоренелые сторонники «жесткой линии», которые не видят выгоды в ядерной сделке, пока еще одобряют региональные инициативы Рухани.

Различные группы иранской элиты, в основном те, кто активно вовлечен в сирийский кризис, выступают против идеи Рухани сотрудничать со странами, которые не поддерживают Асада.

Окно возможностей было открыто благодаря обострившимся отношениям между Эрдоганом и Западом. Это позволило Ирану и Турции вести более глубокий дипломатический диалог по вопросу сирийского кризиса. Взаимодействие основано на том, что безопасность Турции очень важна для безопасности самого Ирана, а желание защитить собственные государственные границы и сохранить мир внутри страны является более важным, чем желание Ирана поддержать Асада в Сирии. Единственный способ сделать иранские антитеррористические усилия эффективными – сотрудничать с региональными игроками и международным сообществом. Как сказал иранский министр иностранных дел Зариф на прошлой неделе, различия и споры можно преодолеть с помощью диалога.

10705 просмотров