Киргизия стояла первой в очереди на вступление в Таможенный союз. Уже даже было заявлено, что к новому 2015 году эта центральноазиатская страна станет полноправным членом интеграционного объединения России, Белоруссии и Казахстана. При этом власти страны, видя заинтересованность партнеров поскорее расширить ТС, рассчитывали получить ряд преференций при членстве в организации. В частности, они требуют объявить три оптовых рынка «Мадина», «Дордой» и «Кара-Суу» зонами свободной торговли, а также получить льготы по 400 товарным позициям на срок от 5 до 10 лет. Власти страны якобы таким образом обезопасят себя от прекращения реэкспорта товаров из Китая после вступления страны в ТС. Скорее всего, Киргизия получила бы эти льготы. Поскольку одновременно с развитием ТС идет подготовка договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАС). И к 2015 году договор о создании ЕАС должен быть подписан. Его участниками должны стать страны ТС – Россия, Белоруссия, Казахстан, а также (уже вступившая к этому времени Киргизия, может быть Таджикистан и в перспективе Армения).
Однако президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, обидевшись на слова своего белорусского коллеги Александра Лукашенко, а заодно и на Россию, где осложнилось положение нелегальных трудовых мигрантов, прислал на саммит вице-премьера Джоомарта Оторбаева. Напомним, что Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов СНГ, накануне саммита заявил, что Киргизии и Белоруссии нужно «просто перевернуть страницу сотрудничества» и забыть о Бакиеве. Он также напомнил, что для вхождения в ТС, Киргизия должна подписать все соглашения. «Сделайте законными наши соглашения. Присоединяйтесь, но это сделайте… Если вы готовы закрыть границу, ввести такой режим на границе, как это сделали мы на границе с Евросоюзом, ввести аналогичные пошлины на определенные группы товара, а у вас она нулевая. Ваши специалисты приходят, говорят: нам бы это, нам бы то. Любая страна хочет что-то получить от вступления, это естественно. Но важно понимать, что ты должен и отдать что-то», – заявил Лукашенко.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку, д.и.н. Александр Князев в беседе с автором отметил, что, во-первых, в республике не все хотят вступления Киргизии в ТС. «Экономика Киргизии тотально криминализована, и с контрабандным реэкспортом из Китая может по доходности конкурировать только наркотрафик. Любое решение, ущемляющее интересы какой-то из клановых группировок, мгновенно повлечет очередную попытку свержения власти и, как следствие, раскол страны», – сказал Александр Князев. Во-вторых, требовать преференции – устоявшаяся за 22 года постсоветского существования привычка киргизской политической элиты независимо от персоналий только получать различные льготы от России и других партнеров, ничего не давая взамен.
После демарша киргизского президента перспектива вступления Киргизии в ТС сдвигается на второй план. Тем более что в Казахстане, несмотря на заявление президента Нурсултана Назарбаева о «необходимости широкой интеграции», звучат мнения, что ТС себя не оправдал и спешить с расширением интеграционного объединения не стоит. «Это правильная оценка. Если мы вспомним Европейский союз, то он согласовывал детали несколько десятков лет», – сказал автору директор казахстанского Института мировой экономики политики Султан Акимбеков. По его словам, в ТС накопилось много проблем из-за того, что при его создании слишком торопились и многие документы остались не проработанными. «Сегодня мы сталкиваемся именно с этой проблемой. Например, существуют трудности с доступом казахстанских товаров на российский рынок. Из России в Казахстан экспортируются любые товары, а из Казахстана доставить что-то в Россию непросто», – отметил Акимбеков.
Расширение ТС – один из сложных вопрос, ответов на которые быстро найти нельзя. «Мы приглашаем Киргизию, Таджикистан и Армению. Мы ликвидируем изъятия, все еще сохраняющиеся в рамках единого экономического пространства, и мы собираемся подписать договор о ЕАС. Это создает перенапряжение, прежде всего, у переговорщиков, чиновников Евразийской экономической комиссии, и, как следствие, у президентов. В результате создается не очень позитивный информационный фон», – сказал автору директор политологического центра «Север-Юг» Алексей Власов. Не удивительно, что в Казахстане и Белоруссии можно услышать призывы за выход стран из ТС. Но, как считает эксперт, это не более чем попытки национал-патриотов заработать дополнительные очки.
Однако казахстанский политолог Антон Морозов не совсем согласен с такой оценкой. Он считает, что часть казахстанского общества действительно настораживают некоторые факторы, в том числе и тенденция к быстрому расширению ТС, рост цен на внутреннем рынке, поскольку казахстанские цены подтягиваются к российским, а дешевый китайский импорт подорожал из-за повышения импортных пошлин. «Но главное их опасение в том, что создание Евразийского союза приведет к полной потере национального суверенитета, внутренняя и внешняя политика будет определяться наднациональными органами в ущерб интересов Казахстана, введение наднациональной валюты приведет к тому, что денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика будет определяться новыми органами, в которой доминирующее положение занимает Россия», - сказал автору Антон Морозов.
Возможно, этим тоже объясняются попытки Астаны и Минска уравновесить линию Москвы. В частности, по вопросу Армении, в случае принятия которой в ТС Россия получит стопроцетного союзника по любым обсуждаемым в рамках ТС вопросам. Президент Назарбаев пока не комментирует приглашение Армении в ТС, но Александр Лукашенко, со свойственной прямотой заметил, что «в вопросе принятия Армении в ТС необходимо учитывать мнение Азербайджана». «У Армении есть один нерешенный территориальный вопрос с Азербайджаном. Значит, вопросы со стороны Азербайджана будут. Как я понял, Ильхам Алиев этот вопрос своему казахстанскому коллеге уже задавал. Мы должны считаться с мнением Азербайджана», – заявил Лукашенко.
Алексей Власов считает, что при вступлении Армении в ТС остро будут стоять два вопроса. Первый: будет ли Нагорный Карабах входить в таможенную территорию вместе с Арменией? Казахстан на это не пойдет. Это будет одна из тем, которые станут камнем преткновения на дальнейших переговорах. Второй: в какие сроки Армения будет готова войти в ТС? Ведь на очереди Киргизия, и возможно, Таджикистан. «Полагаю, что надо определиться с центральноазиатским вектором. Не стоит привязывать жесткие даты к вступлению Армении. В противном случае, это будет выглядеть как политическое, а не экономическое решение», – сказал Власов.
Армянский экономист Ашот Егиазарян считает Таможенный союз несостоявшейся структурой и политическим объединением, а вступление Армении в ТС – тупиком для страны. Комментируя заявление Лукашенко по вопросу принятия Армении в ТС, Егиазарян заметил, что, похоже, «Армению готовят к членству не столько в ТС, сколько в Евразийский союз – в проект по возрождению империи». По словам специалиста, Таможенный союз не предполагает каких-либо преференций для Армении, ставит ее в зависимость от Москвы, и подвергает ее множеству рисков. Разъясняя свою позицию, Егиазарян отметил, что, если подписывая соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, Армения имела возможность подписывать аналогичные договоры с иными странами и объединениями, то, вступив в ТС, она фактически закрывает свои границы. В беседе с журналистами он подчеркнул, что при ассоциации с ЕС Армения вынуждена была бы работать над повышением качества и конкурентоспособности своих товаров.
В противовес ему российский эксперт, заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Юлия Якушева считает, что приняв решение о вступлении в ТС, Армения сделала единственно правильный для себя выбор: «И экономические интересы Еревана, и сфера безопасности полностью находятся в плоскости двусторонних и многосторонних отношений с Москвой… Проведенные экономистами в России и Армении исследования показывают, что результатом вступления Армении в ТС станет рост ВВП республики на 4%, целый спектр отраслей армянской экономики получит импульс к развитию. Наконец, самым важным аргументом в дополнение к очевидным экономическим преимуществам являются 67% населения Армении, выступивших в поддержку вступления страны в ТС».
Пока страны СНГ определяются (или их «определяют») интерес к Таможенному союзу выразили непризнанные или частично признанные республики постсоветского пространства, а также страны дальнего зарубежья. На днях вице-премьер Сирии Кадри Джамиль заявил, что официальный Дамаск готов приступить к переговорам относительно вступления в члены Таможенного союза - государственные структуры Сирии уже не первый месяц изучают соответствующие документы. Интерес к ТС в разное время выразили Индия, Монголия, Вьетнам. Россия предложила подумать над вопросом вступления в ТС Сербии, Черногории, Турции. А Киргизия, сама находящаяся в подвешенном состоянии, устами премьер-министра Оторбаева на одном из крупных международных саммитов пригласила в ТС Южную Корею, Японию, Австралию и Новую Зеландию.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку, д.и.н. Александр Князев сказал автору: «Складывается ощущение, что гениальная сама по себе идея Таможенного союза не имеет изначально ни тактики развития, ни, тем более, стратегии. Россия, исходя из целеполагания, далекого от сути ТС, тащит в союз Армению, Киргизию, Таджикистан. Откуда-то «из рукава» вдруг всплывает такой кандидат как Сирия. Совсем смешно выглядят инициативы вице-премьера Киргизии по приему в этот альянс Кореи и Японии. И, словно издеваясь над всем происходящим, президент Казахстана выдвигает инициативу принятия в ТС Турции. Осталось сделать предложение Буркина Фасо, Кот’д'Ивуар и желательно Сомали... А если серьезно, то отцы-основатели Таможенного союза, похоже, забыли, для чего он создавался». По словам Князева, задача Таможенного союза одна - защита собственного производителя от экспансии внешних конкурентов. Кроме трех стран, основавших ТС, - Белоруссии, Казахстана и России - никто ему пока не нужен. Были бы важны как страны, обладающие определенным объемом экономик и определенными рынками, Украина и Узбекистан. Но в Узбекистане это вообще пока даже не обсуждается, а Украина склоняется к интеграционному варианту с ЕС. Это однако вовсе не повод принимать в ТС кого попало. «Армения, несмотря на отсутствие общих с ТС границ, случай как-то оправдываемый, хотя все издержки ее членства лягут, конечно, на Россию. И если Россия готова платить за политическую мотивацию членства Армении в Таможенном союзе из своего бюджета, бюджетов своих корпораций, то Таможенному союзу в целом такое членство не угрожает», - считает Князев. Другое дело, по его мнению, Киргизия, президент которой просто не поехал на минский саммит, где, в том числе, обсуждается и вопрос принятия страны в ТС. «Тревожно, что Таможенный союз в его текущем состоянии во многом вызывает недовольство в Казахстане и Беларуси - головокружение Москвы от успехов не разделяют в Минске и Астане. А на это в России, похоже, не обращают достаточного внимания. Если такая позиция российского руководства не изменится, можно и правда в ТС принимать даже Сомали. Тогда будет без разницы - еще не состоявшийся ТС просто подойдет к финалу», - сказал автору Князев.