Вестник Кавказа

Слегка обнадеживающая встреча в Вене

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Слегка обнадеживающая встреча в Вене
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Долгожданные переговоры президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна состоялись в Вене. Ситуация по мирному урегулирования нагорно-карабахского конфликта на данном этапе настолько беспросветна, что все эксперты, близко знакомые с его тематикой, в один голос утверждали: самое лучшее, что может произойти в Вене это если президенты объявят о готовности к новой встрече, а не вернутся к последнему заявлению - встречаться только ради самой встречи больше не будем.

Оптимистичный прогноз сбылся. Алиев и Саргсян объявили о договоренности интенсифицировать контакты. Сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ, посредничающие в переговорах, заявили о готовности придать со своей стороны дополнительные импульсы диалогу.

Переговоры лидеров Азербайджана и Армении, по сложившейся традиции, прошли в секретной обстановке. О чем конкретно беседовали президенты – неизвестно. Как подсказывает опыт, лишь по прошествии некоторого времени начнет поступать дозированная информация. И та не полностью. Все это закономерно – ситуация вокруг Карабаха крайне сложная. Стороны находятся на противоположных позициях, и сблизить их не удается. Очень высока степень взаимная степень недоверия между азербайджанским и армянским обществами. В условиях, когда для немалой части населения что одной страны, что другой национальность противоположной стороны используется как бранное слово, говорить о возможной эффективности народной дипломатии просто не стоит. И уж, точно, неразумно, начинать или возобновлять (некоторые попытки предпринимались еще в 1990-х годах) этот процесс не в избирательном порядке. Но от встреч экспертов, политологов, представителей интеллигенции толку в практическом направлении урегулирования конфликта не много.

Азербайджанская сторона настаивает на том, чтобы слова и декларации, наконец, начали переходить в дело. Под этим подразумевается освобождение армянской стороной азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха и возвращение в родные дома беженцев. Это первый этап, который желает Баку.

Для армянской стороны в идеале первый же этап является последним. Она в принципе не против передать Азербайджану пять из семи районов так называемого пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Два других района представляют для самопровозглашенной республики особую стратегическую значимость. Через Лачинский район обеспечивается транспортная связь с Арменией, а Кельбаджарский район является водным донором Карабаха. Понятно, что передавая эти районы Азербайджану, армянская сторона повысит для себя степень рисков, поэтому вопрос Кельбаджарского и Лачинского районов она предлагает рассматривать в будущем. Когда будет заключен мирный договор между конфликтующими сторонами, а Нагорный Карабах, по ее прогнозам, добьется признания или будет к тому намного ближе, чем сейчас.

Не отразилось на тупиковой ситуации и экономически выгодное для Армении предложение Турции, которое фактически озвучил министр иностранных дел Ахмед Давутоглу: начать передачу районов, составляющих так называемый пояс безопасности, взамен на открытие турецко-армянской границы, закрытой Анкарой в знак солидарности с Баку и его поддержки. Ереван в ответ напомнил о дифференциации армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений. Так в чем тогда смысл заявленной Алиевым и Саргсяном готовности интенсифицировать диалог, если стороны никак не отойдут от объявленных позиций?

Прогнозы на этот счет сродни гаданию даже не на кофейной гуще, а на кругах воды от брошенного камня, но попробовать все-таки можно.
Стороны договариваются об абсолютном восстановлении режима невозобновления огня на линии соприкосновения и выполняют договор, убирая глубоко в тыл снайперов, диверсионные группы и т.п. Смысла практического в их нахождении на линии соприкосновения нет никакого ни с какой из точек зрения. На расстановку сил они никак не влияют. Их действия вызывают в целом единичные потери с той или с другой стороны. Все это, кроме большего озлобления, ненависти и желания отомстить, у сторон не вызывает. Серьезно дестабилизировать ситуацию, если предположить, что именно это нужно кому-то, тоже вряд ли удастся. К тому же стороны на высшем уровне декларируют приверженность к миру, стало быть, взрывать положение все-таки не в интересах ни одной из сторон – мировая общественность этого не поймет. Ну и, конечно, обмен пленными, если таковые имеются.

Армянская сторона начинает передачу азербайджанской хотя бы одного, со стратегических позиций наименее для себя важного района. Какой позитив это может вызвать, наверное, рассуждать излишне.
Азербайджанская сторона соглашается или попросту закрывает глаза на эксплуатацию гражданской авиацией восстановленного Степанакертского аэропорта. С практических позиций простой аэропорта – достаточно бессмысленная штука. Азербайджанская сторона, конечно же, понимает, что желающие приехать в Карабах и так приезжают. А вид готового, но не работающего аэропорта, кроме досады, у посетителей самопровозглашенной республики, теряющих для приезда целый день в наземном транспорте, ничего не вызывает, и соответственно наносит негативный штрих на имидж Азербайджана в глазах международной общественности. Если же вдруг будут зафиксированы попытки эксплуатации аэропорта негражданским транспортом, то пресечь это можно будет в любой момент восстановлением нынешнего положения. Контролировать это дело несложное – космическая техника позволяет разглядеть номера на автомобилях, не то, что приземляющийся самолет. Есть, наверное, и другие способы контроля.

Попутно развивать сотрудничество по имеющимся точкам соприкосновения. Например, обе стороны в равной степени озабочены состоянием одного из местных искусственных водохранилищ. Что мешает совместно выявить проблемы и совместно же их устранить? Вроде серьезных преград не видно.

На этом, наверное, стоит остановиться. Потому что для того уровня имеющихся разногласий «нафантазированного» хватает с лихвой. А возможное продолжение предполагает более серьезные подходы, легитимированные местными обществами, т.к. без их одобрения любое качественное продвижение урегулирования карабахского конфликта не будет обеспечено глубиной и надежностью мирного процесса.

14030 просмотров