Когда президент США Дональд Трамп объявил о возобновлении санкций в отношении Ирана, забив еще один гвоздь в гроб ядерного соглашения 2015 года, он сказал, что надеется достичь более всеобъемлющей сделки, которая будет касаться ”злостных действий режима, включая его программу баллистических ракет и поддержку терроризма”. New York Magazine в статье While Condemning Iran, the U.S. Contributes to Terrorism in the Middle East, Too пишет, что Иран никогда не согласится с жесткими проверками, ведь они и не были включены в сделку, подписанную администрацией Барака Обамы.
Хотя соглашение не было идеальным, компромисс считался приемлемой ценой для того, чтобы приостановить деятельность Ирана по разработке ядерного оружия на долгие годы, тем самым создав возможность для поиска постоянного дипломатического решения. У ближайших советников Трампа, конечно же, свое видение постоянного решения по Ирану. Распространение вооружений, терроризм и вмешательство в дела других стран описываются как ”злостные действия”, но в то же время трудно понять, почему Иран должен согласиться отказаться от практики, которую регулярно используют его соперники и враги.
Иран проецирует региональную власть через ”Хезболлу” в Ливане и Сирии, ”Хамас” в Газе, шиитских ополченцев в Ираке и мятежников-хуситов в Йемене. Тем не менее у Соединенных Штатов мало возможностей для морального превосходства и критики Ирана за поддержку терроризма и дестабилизацию хрупких государств. За последние несколько десятилетий США занимались абсолютно тем же самым, проецируя собственную власть и защищая гегемонию проблемных союзников на Ближнем Востоке.
Очередной пример применения подобной тактики наблюдается в Йемене. Согласно опубликованному в понедельник исследованию Associated Press, было обнаружено, что военная коалиция, поддерживаемая США, во главе с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, неоднократно платила членам "Аль-Каиды на Аравийском полуострове" (АКАП, - запрещена в РФ), чтобы они отказались от своих опорных пунктов или даже присоединились к коалиционным силам.
Несмотря на якобы ведущуюся борьбу с АКАП и поддерживаемыми Ираном повстанцами-хуситами, ОАЭ и Саудовская Аравия рассматривают последних как наибольшую угрозу. По данным Associated Press, местные ополченцы, поддерживаемые коалицией, часто вербуют опытных боевиков ”Аль-Каиды” (запрещена в РФ) в свои ряды для борьбы с хуситами в рамках сделок, предположительно заключенных агентами ОАЭ с помощью средств Саудовской Аравии.
США не напрямую финансируют коалицию. В результате расследований не было обнаружено признаков того, что американские деньги поступают боевикам АКАП. Тем не менее США поддерживали коалицию вооружениями стоимостью в несколько миллиардов долларов, предоставляя разведданные и авиационную поддержку, главным образом в форме атак дронов. Каждый доллар, который США тратят на оружие для коалиции, это доллар, который Саудовская Аравия или ОАЭ экономят для подкупа или вербовки боевиков АКАП. Когда американские беспилотные летательные аппараты не атакуют конвои AКАП, а коалиция предоставляет им безопасный проход в свои горные убежища, США становятся соучастниками грязной сделки.
Это не делает США хуже, чем Иран, но подчеркивает, что из грязных войн за контроль над несостоявшимися государствами никто не выходит с чистыми руками. Ни одного из участников гуманитарной катастрофы не волнуют интересы Йемена. Региональные державы играют свою грандиозную стратегическую игру и пытаются втянуть страну в свои сферы влияния. Командиры повстанцев говорят: ”Чтобы одержать победу над хуситами, мы готовы заключить сделку с самим дьяволом”.
То же самое относится и к Сирии, где США потратили огромное количество времени, чтобы отсортировать ”хорошие” повстанческие группировки, которые можно добросовестно поддержать, от "плохих". Несмотря на все усилия по вооружению исключительно хороших парней, часть оружия, которое США забросили в Сирию, попало в руки радикальных террористических группировок, в том числе ИГИЛ (запрещена в РФ).
В Ираке боевики, которые когда-то поддерживались Ираном, стали партнерами США. Альянсы с военизированными группировками также были ключевым компонентом действий США в самые жестокие годы американкой оккупации Ирака. Нет нужды говорить, что оккупация сама по себе является одним из самых дестабилизирующих событий, которые случились на Ближнем Востоке в его современной истории и привели к десяткам тысяч смертей от терроризма.
США непросто осуждать Иран за поддержку терроризма, поскольку каждый раз, когда они оказываются вовлеченными в ближневосточный конфликт, прямо или косвенно, по своей воле или невольно, они вносят вклад в нестабильность, насилие и терроризм. Средства американской внешней политики на Ближнем Востоке не согласуются с ее предполагаемыми целями. Вторжения в Афганистан и Ирак, попытки уменьшить масштабы конфликтов в Ливии и Сирии и вмешательство в Йемен только усугубили болезненное положение региона.
У США тесные отношения с Саудовской Аравией, которая является соперником Ирана в качестве вдохновителя, спонсора и финансиста терроризма. Поддерживая гегемонию Саудовской Аравии на большом Ближнем Востоке, США подстрекают к распространению радикальной исламистской идеологии. Удерживая Иран в постоянном состоянии угрозы, США мотивируют саудовцев к противостоянию посредством распространения оружия и террористической деятельности.