Россия и Узбекистан взяли курс на более плотное экономическое сотрудничество и политическое взаимодействие. Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев в своей загородной резиденции провел переговоры с главой кабинета министров Узбекистана Абдуллой Ариповым.
Узбекский премьер до встречи с российским коллегой успел побывать в Московской области, и в ходе беседы с Медведевым не скрывал, что был удивлен увиденным: "Сегодня мы увидели, что сделано в Московской области с применением современных информационных технологий, система управления всеми процессами такого большого региона, как Московская область, конечно же, впечатляет". Он заметил, что является по образованию специалистом этого направления. "Мы знаем, почему и позвали", - отреагировал с улыбкой Медведев.
Арипов также выразил благодарность Федеральной налоговой службе Российской Федерации за оказываемую помощь в налоговом администрировании, внедрении системы маркировок. "Узбекская сторона чувствует внимание российского премьера, который является соруководителем совместной комиссии. Честно говоря, никогда представители различных органов власти Узбекистана, которые работают с коллегами из России, такого понимания и такой поддержки не чувствовали. За это мы вам очень благодарны", - сказал Арипов. Он подчеркнул, что в ходе прошедшего недавно первого заседания совместной комиссии России и Узбекистана на уровне глав правительств были обсуждены все направления сотрудничества. "А наше сотрудничество на сегодняшний день открыло новую страницу, получило новый импульс, благодаря открытым доверительным отношениям наших глав государств", - сказал премьер Узбекистана.
В активе российско-узбекского сотрудничества Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве от 1992 года, Договор о стратегическом партнерстве от 2004 года, Договор о союзнических отношениях от 2005 года, а также целый комплекс двусторонних договоров в различных областях сотрудничества. Весьма значимым был визит президента России Владимира Путина в Узбекистан в декабре 2014 года, когда было подписано соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств. Тогда же Россия списала долг Узбекистану в размере 865 млн долларов.
Как заявил "Веа" научный сотрудник Центр исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев, после прихода к власти Шавката Мирзиеева, отношения между странами стали развиваться более быстрыми темпами. Россия и Узбекистан совместно работают в сфере добычи и транспортировки газа. Подписано соглашение по строительству атомной электростанции. Ключевым направлением сотрудничества в экономической сфере остается трудовая миграция. Узбекистан – один из основных источников рабочей силы для России. Трудовая миграция позволяет решать проблему безработицы в стране, является важным источником доходов для малоимущих слоев. После кризиса в 2014–2015 годов к концу 2016 года трудовая миграция в Россию вновь стала расти. Налажено межрегиональное взаимодействие. С хозяйствующими субъектами Узбекистана сотрудничает более 70 регионов РФ. Развивается сотрудничество в сфере безопасности и в военной сфере, о чем свидетельствует подготовка к совместному проведению крупномасштабных учений и возобновление подготовки в России офицеров Вооруженных сил Узбекистана.
"Узбекистан также имеет расширенный доступ к рынкам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2019 году истечет преференциальный срок торговли со странами ЗСТ СНГ. Тогда Узбекистану придется постепенно снижать протекционистские тарифы и акцизы по целому ряду товаров и открывать свои рынки для продукции других участников ЗСТ. Узбекистан уже сегодня испытывает трудности при экспорте в страны ЕАЭС своей продукции, в частности автомобилей. Поэтому на экспертном уровне прорабатывается вопрос о формировании зоны свободной торговли "ЕАЭС — Узбекистан"", - сказал Гусев.
Эксперты едины во мнении, что российско-узбекские отношения сегодня находятся на подъеме. По мнению научного сотрудника Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института Востоковедения РАН Александра Воробьева, высокий уровень политического диалога двух стран открывает дорогу к углублению взаимодействия в других сферах, прежде всего, в области в экономики и гуманитарных связей. В сфере экономики можно выделить два важных фактора. Во-первых, это комплементарность экономик двух стран. Россия и Узбекистан производят различный ассортимент продукции, которая, как правило, не создает конкуренции друг другу. Во-вторых, Узбекистан вполне успешно играет на ниве российского продовольственного импортозамещения.
Положительным для России фактором стал рост доли в категории "машины и оборудование" в экспорте в Узбекистан. Если несколько лет назад доля в этой категории в российском экспорте составляла 11%, то сегодня, это уже 15%. Вероятно, это цифра будет только расти. Узбекистан находится на 7 месте среди государств, в которые направляется экспорт российской машиностроительной продукции. Для Узбекистана это также важно, поскольку означает техническое перевооружение в сфере энергетики, атомной электроэнергетики, железнодорожного транспорта.
"Строительство атомной электростанции будет главным проектом в двусторонних экономических и политических отношениях на ближайшие годы, до 2025- 2028 годы. Через два-три года вероятно России и Узбекистану придется найти новый драйвер высокотехнологичного сотрудничества. Им может стать industry 4.0", - сказал "Вестнику Кавказа" Александр Воробьев. По мнению эксперта, также будут развиваться и другие направления взаимных поставок: текстильная, металлургическая, аграрная, минеральное сырье. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест в республике, росту прибили, а значит и росту налоговых поступлений в бюджет.
При этом эксперт отметил слабые места в двусторонних отношениях: "Если над ними не работать, то со временем начнется снижение потенциала двустороннего сотрудничества. Прежде всего, это выполнение более мелких договоров. Например, год назад было заключено более 150 соглашений. Их невыполнение может сказаться на результативности сотрудничества и приведет к тому, что результаты будут оцениваться, как не достаточно успешные. Именно рядовые соглашения создают прочный базис сотрудничества. Ситуация в Афганистане остается одним из вызовов для Узбекистана и России. Обстановка на севере страны ухудшается. Москве и Ташкенту необходимо координировать свои позиции в вопросе афганского урегулирования, и по возможности прилагать совместные усилия по развитию транспортной и промышленной инфраструктуры Афганистана. Так, речь идет о строительстве железной дороги из северного Афганистана в Индию и Пакистан. Проект поддержан другими государствами Центральной Азии, а также Китаем. Узбекистан и Россия могли бы сотрудничать в разведке и добыче урана редкоземельных металлов на территории Афганистана. Однако для этого необходимо содействие афганских властей".