Вестник Кавказа

Путин и Назарбаев устранили противоречия

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Путин и Назарбаев устранили противоречия
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев встретились в Екатеринбурге и подписали пакет двусторонних документов, а также новый договор о добрососедстве и сотрудничестве в XXI веке. После этого российский лидер отправился во Вьетнам, с которым Таможенный союз (ТС) готовит соглашение о создании зоны свободной торговли. По мнению экспертов, «вьетнамское направление» ТС свидетельствует, в числе прочего, о том, что главам РФ и Казахстана удалось договориться и устранить все разногласия по вопросу расширения ТС и создания будущего Евразийского экономического союза (ЕЭС).

Тональность встречи в Екатеринбурге в корне отличалась от тональности недавнего саммита глав России, Казахстана и Белоруссии в Минске. Тогда Нурсултан Назарбаев де-факто обвинил Москву и Минск в возведении торговых барьеров в рамках Единого экономического пространства в политизации деятельности Единой экономической комиссии (ЕЭК), в которой доминируют россияне, а также высказался против расширения ТС. Он дал понять, что Россия начала извлекать прямую выгоду из Таможенного союза, а у Казахстана пока одни убытки.

В Екатеринбурге Владимир Путин сыграл на опережение, заявив, что торгово-экономические связи двух стран улучшились: «При этом со стороны Казахстана товарные потоки в Россию увеличиваются существенно быстрее, чем потоки из России в Казахстан». На попытку Назарбаева возразить, российский президент тут же обратился к цифрам. «Инцидент» можно было считать исчерпанным лишь после того, как Путин сообщил о том, что российские инвестиции в Казахстан составляют около миллиарда долларов, а из Казахстана в Россию – 1,7 млрд долларов. На этом «мягкое сопротивление» Астаны российским планам быстрого расширения ТС и созданию ЕЭС прекратилось. Временно или окончательно – пока не известно. Таким образом, подписанные документы можно рассматривать как доказательство приверженности Астаны курсу на евразийскую интеграцию, и практическое отсутствие разногласий по этому вопросу.

Как считает эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, претензии Казахстана к России удалось устранить через преференции другого рода, не экономического характера. «К примеру, вряд ли российская сторона довольна транзитом американских военных грузов через казахстанский порт Актау. Но это факт, судя по всему, уже состоявшийся, и он естественно требует объяснений перед союзником, и уступок в каком-то вопросе. Тем более, в эти дни решается вопрос об объединении систем ПВО РФ и Казахстана. Учитывая мощь России в этой сфере, Казахстан может позволить себе сэкономить на военных расходах. Двусторонние отношения стран, находящихся в процессе интеграции, разнообразны, разносторонни, и способность к взаимным уступкам в данном случае говорит о взаимопонимании и продвижении, а не о топтании на месте по какому-то частному вопросу», – сказал «Вестнику Кавказа» Князев.

Казахстан получил немало интересного для себя и в экономическом плане: подписаны договоры о создании совместных предприятий по производству оборудования для нефтегазодобычи, по техническому обслуживанию и ремонту бронетанковой техники, о создании в Усть-Каменогорске совместного российско-казахстанского предприятия «Азия Авто Казахстан», где «АвтоВАЗ» - ключевой технологический партнер. Это, кстати, первое предприятие по производству автомобилей полного цикла на территории Казахстана. За последнее время в Казахстан пришел практически весь крупный бизнес России – «Росатом», Роскосмос, «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «РУСАЛ», «АвтоВАЗ», «Еврохим», ТМК, Сбербанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Группа компаний «САННА». По словам Князева, мало говорится о казахстанской трудовой миграции в Россию, а она исчисляется более чем 600 тысячами человек, при 8-9 миллионах трудоспособного населения Казахстана – показатель не такой уж маленький.

Едва ли не самым главным стало решение о прокачке российской нефти в Китай по казахстанскрому нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. В перспективе речь идет об объемах до 7 млн тонн нефти в год – для сравнения, в известном западном проекте Баку-Тбилиси-Джейхан Казахстану предлагается продавать, на гораздо менее выгодных условиях, нежели с «Роснефтью», лишь до 1 млн тонн в год.

«Вопрос о расширении Таможенного союза – трехсторонний, осторожное отношение к нему Казахстана известно, но насколько я понимаю, речь пока идет только об Армении. «Дорожная карта» для Киргизии может рассматриваться еще годами, Таджикистан просто ждет, все остальные претенденты – Сирия, Вьетнам и т.д. – называются, на мой взгляд, скорее из пропагандистских целей, нежели из реальных устремлений, слишком уж много с ними вопросов, если подходить к реальности», – отметил Александр Князев.

Однако Вьетнам, думается, все-таки интересен России, причем сразу по нескольким направлениям. В частности, накануне визита туда Путин, по сообщению Интерфакса, написал статью для вьетнамских СМИ, в которой указал, что создание зоны свободной торговли увеличило бы российско-вьетнамский товарооборот вдвое уже к 2015 году, к 2020 году вывело бы его на отметку в 10 млрд долларов. «Решению этой задачи прямо способствовало бы заключение соглашения о зоне свободной торговли между государствами-членами Таможенного союза и Вьетнамом, что отвечает логике политико-экономической интеграции в Евразии и Азиатско-тихоокеанском регионе», – отметил Путин. По его словам, переговоры о создании ЗСТ уже ведутся сторонами, и президент России надеется на их благополучное завершение.

Путин в статье также сообщил о намерении открыть российско-вьетнамский центр ядерной науки и технологий. «Росатом» планирует строить первую вьетнамскую АЭС в провинции Ниньтхуан. Очень серьезную роль играет Россия и во вьетнамском ТЭК. Объем совместной с вьетнамской компанией «Вьетсовпетро» добычи уже составил 206 млн тонн нефти, а ее совокупная прибыль исчисляется десятками миллиардов долларов. Активизируют свое присутствие во Вьетнаме «Роснефть» и «Газпром». Российский ВПК налаживает лицензионное производство современного вооружения. России же интересен порт Камрань, в котором некогда располагалась военная база США, а впоследствии базировались советские и российские военные корабли.

15275 просмотров