Вестник Кавказа

Президент Азербайджана взял чиновников на прицел

Михаил Беляев
Президент Азербайджана взял чиновников на прицел
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
До президентских выборов в Азербайджане остается около семи месяцев. Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что особой интриги эти выборы не несут, поскольку мало кто всерьез сомневается в победе кандидата от правящей партии «Новый Азербайджан», действующего президента Ильхама Алиева. Находящаяся у власти элита обладает теми необходимым ресурсами, которые отсутствуют у ее оппонентов: ярко-выраженным лидером, мощной финансовой базой, многочисленным и лояльным административно-чиновничьим аппаратом, а также поддержкой или хотя бы нейтралитетом международных и региональных игроков.

Классическая светская оппозиция, решив не нарушать сложившуюся после 1998 года неписаную традицию, вновь не смогла определиться с единым кандидатом, что играет лишь на руку правящей команде. Рассматриваемый на определенном этапе сценарий тотального бойкота выборов со стороны оппозиции, который теоретически мог бы стать неприятным ударом по их легитимности в условиях отсутствия конкурентной борьбы, также, судя по всему, не будет реализован. Лидер партии «Мусават» Иса Гамбар уже успел сепаратно объявить о своем желании баллотироваться на пост президента, поставив коллег по оппозиционному объединению «Общественная палата» перед свершившимся фактом.

Зажатый в жесткие законодательные рамки немногочисленный радикально-исламистский лагерь, поддерживаемый соседним Ираном, еще не созрел для выхода на политическую сцену, не имеет ярко выраженного лидера и не принимает активного участия в общественно-политических процессах, проходящих в стране.

Фактически, сейчас существуют все предпосылки для безболезненного переизбрания действующего президента. Пожалуй, единственное, на что может сейчас рассчитывать структурная оппозиция, представляющая собой пережиток «нарфронтовского» прошлого начала 1990-х – это некий форс-мажор, который мог бы смешать карты и привести к возникновению хаоса, при котором можно было бы попытаться поймать рыбу в мутной воде. Социальные взрывы наподобие тех, что наблюдались в странах «арабской весны», стали едва ли не самым желанным сценарием для радикалов от оппозиции, не желающих, впрочем, замечать плачевных последствий этой самой «весны» для арабских стран.

Конец 2012 года и начало 2013 года в Азербайджанской Республике выдались неспокойными. История с компроматом «кинутого» на миллионную суммы бывшего ректора Азербайджанского международного университета, желавшего «купить» у экс-депутата партии «Новый Азербайджан» Гюляр Ахмедовой место в парламенте, рикошетом ударила по имиджу правящей партии и парламента страны. Первый месяц 2013 года ознаменовался январской стихийной акцией протеста граждан в центре Баку против небоевых потерь в армии. Прошла она, впрочем, мирно, и была с пониманием встречена представителями власти, выразившими свою солидарность с требованиями демонстрантов, но такое проявление социальной активности стало довольно неожиданным для правительства.

Сложнее дело обстояло с разъяренными мелкими предпринимателями, возмущенными притеснениями и постоянными поборами со стороны администрации бакинского торгового центра «Бина». Их протест пошел по неблагоприятному сценарию и вылился в столкновения с полицией, сопровождаемыми метанием камней в полицейских и ответным применением резиновых пуль силовиками.

Самый же масштабный митинг произошел в районе Исмаиллы, где не на шутку разозлившиеся местные жители сожгли автомобили и отель, предположительно принадлежащие оскорбившему их сыну главы исполнительной власти района. Успокоить разбушевавшуюся многотысячную толпу удалось только после ввода в район внутренних войск, посланных из Баку, и встречи с населением влиятельных чиновников.

Описанные социальные протесты в стране сразу стали причиной ликования оппозиционных партий, попытавшихся извлечь для себя политические дивиденды из сложившейся ситуации. Так, во время организованного через социальные сети январского митинга против небоевых потерь в армии, небольшая группа кормящихся в западных фондах радикальных оппозиционеров попыталась перевести ход протеста в нужное им политическое русло. Попытка, впрочем, успехом не увенчалась, а наиболее активные радикалы были привлечены к административному наказанию.

Во время событий в Исмаиллы представители оппозиции сразу же выехали в центр событий: по версии следствия, с целью подстрекания местного населения на дальнейшие противоправные действия. Двое оппозиционеров, прибывших в Исмаиллы, впоследствии были за это арестованы, свою вину, однако, отрицают, настаивая на том, что их поездка носила информативный, а не подстрекательный характер.

Несмотря на то, что оппозиция осталась за бортом всех упомянутых социальных протестов, властям тоже пришлось призадуматься и переосмыслить происходящие в обществе процессы. Как и прошлогодний бунт в азербайджанском городе Губа, завершившийся отставкой главы исполнительной власти, многотысячный протест в Исмаиллинском районе был вызван самоуправством представителей власти и их приближенных на местах. Повторение ровно через год губинских событий в Исмаиллы не могло не насторожить аналитиков правительства. После жесткой встряски в Исмаиллы общество находилось в напряженном ожидании реакции со стороны высшего руководства страны.

В начале прошлой недели эта реакция последовала непосредственно от президента и оказалась предельно жесткой. Причем жесткими оказались не только риторика и предупреждения о том, что работающие во власти отцы будут нести прямое наказание за своих зарвавшихся детей, что никто не имеет права «выбивать» деньги из предпринимателей, и что, наконец, чиновники служат народу, а вовсе не наоборот.

Последовали и конкретные шаги по наказанию провинившихся. По странному совпадению, сразу после речи главы государства по делу о мошенничестве и присвоении чужого имущества была арестована экс-депутат Гюляр Ахмедова. Тем самым, был развеян упорно насаждаемый миф о том, что власть своих не сдает, чтобы те ни делали. Арест Ахмедовой стал ясным посланием для остальных: близость к власти не гарантирует неприкосновенности.

Далее росчерком пера президент отправил в отставку нескольких глав исполнительной власти районов, в которых наблюдалась социальная напряженность. Уволен был, в том числе, и Низами Алекперов, чей сын спровоцировал своими действиями беспорядки в Исмаиллы. Закачалось министерское кресло и под братом Низами Алекперова, министром труда и социальной защиты Физули Алекперовым. Во всяком случае, довольно симптоматично, что близкий к правящей команде депутат Захид Орудж, прилюдно призвал его добровольно уйти в отставку.

Наконец, президент представил парламенту на рассмотрение законопроект, который призван существенно облегчить жизнь предпринимателям. Предполагается, что законопроект «О регулировании проверок, проводимых в сфере предпринимательства и защите интересов предпринимателей» повысит уровень прозрачности во время осуществляемых проверок, и, соответственно, сократит возможности поборов со стороны проверяющих органов.

Меры, предпринятые президентом, очевидно, послужат росту его популярности среди простого населения. Но едва ли это просто предвыборный шаг, нацеленный на сбор внутриполитических очков. Во власти понимают, что необходим постоянный и неусыпный контроль над деятельностью представителей исполнительной власти, поскольку профилактика социальных взрывов куда эффективнее, чем их тушение. Особенно в год выборов, когда градус политического накала неизбежно растет, а вместе с ним – и желание определенных кругов дестабилизировать ситуацию в стране.
15125 просмотров