Новым премьер-министром Киргизии станет руководитель аппарата президента Мухаммедкалый Абылгазиев. Его кандидатуру одобрила коалиция парламентского большинства. В четверг парламент республики выразил вотум недоверия правительству Сапара Исакова, а президент Сооронбай Жээнбеков подписал указа о его отставке. 20 апреля кандидатура Абылгазиева будет утверждена на внеочередном заседании Жогорку Кенеша (парламента Киргизии).
События в Киргизии вчера развивались стремительно. Вначале парламент республики вынес вотум недоверия правительству премьер-министра Сапара Исакова. За проголосовал 101 депутат, пятеро - против. Они признали отчет о работе кабинета министров в 2017 году неудовлетворительным. Фракция Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) в обсуждении доклада не участвовала, но большинством голосов поддержала отставку Исакова. Это решение политическое. Причина отставки правительства, как пояснил журналистам руководитель коалиции большинства в Жогорку Кенеше, депутат СДПК Иса Омуркулов, противостояние между командой нового президента Сооронбая Жээнбекова и командой предыдущего главы республики Алмазбека Атамбаева.
"Мы, парламент, политики, стоя между правительством и президентом, должны выразить свою принципиальную позицию. В противном случае, народ нас не поймет. Здесь не должно быть конъюнктуры, интересов одного человека. Впоследствии такая ситуация не должна возникать", – сказал Омуркулов. Одной из причин, повлиявшей на формирование своей позиции, Омуркулов назвал недавнюю историю, когда президент Жээнбеков уволил некоего чиновника, а премьер-министр Исаков тут же его назначил на новую, причем более высокую.
Правительство во главе с 40-летним премьер-министром Сапаром Исаковым было сформировано в конце августа 2017 года. Он стал 28-м по счету главой правительства за 26 лет независимости Киргизии. А его кабинет – самым молодым в истории республики. Жителям Киргизии Сапар Исаков больше всего запомнился расторжением договора с Русгидро по строительству Камбаратинских ГЭС и передачей этого проекта сомнительной чешской компании Liglass Traiding CZ, которая ранее никогда не занималась строительством ГЭС. Это сообщение вызвало большой ажиотаж не только в Киргизии, но и в Чехии, а сам проект получил название "аферы века".
Сапар Исаков стал также худшим премьер-министром республики. В случае выражения вотума недоверия он лишается статуса "экс". Об этом киргизскому ресурсу "24.kg" пояснил доктор юридических наук Канатбек Азиз. В конституционном Законе от 2012 года "О правительстве Кыргызской Республики" говорится, что премьер-министр, освобожденный от должности по основаниям, связанным с нарушением Конституции и законов либо в связи с вотумом недоверия, не может называться "экс-главой правительства".
В том, что новым главой кабинета министров станет руководитель аппарата президента Мухаммедкалый Абылгазиев, сомнений особых не было. "Если проследить за назначениями премьеров последних лет, то можно увидеть такую закономерность: семь из десяти до назначения на пост первого министра работали главами администрации президента", - сказал "Вестнику Кавказа" киргизский политик, экс-депутат парламента Равшан Джеенбеков.
Напомним, что предыдущий президент Алмазбек Атабмбаев, выдвигая кандидатуру Сооронбая Жээнбекова на участие в президентских выборах 15 октября 2017 года, задумывал реализацию сценария преемничества. Он рассчитывал вернуться в политику в качестве лидера Социал-демократической партии Киргизии (СДПК), получить депутатский мандат и возглавить парламентское большинство. На все ответственные должности – главы кабинета министров, в силовых структурах, прокуратуре, он расставил своих людей. Но в своем сценарии, как сказал в беседе с автором эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, он не учел некоторые важные факторы. "Это усталость общества и основных внешних партнеров от Атамбаева лично и от его ближайших партнеров. Кроме того, Жээнбеков не та фигура, которой можно было бы управлять, и это проявилось довольно быстро, когда чуть ли не сразу после инаугурации он взялся за зачистку политического пространства от ставленников Атамбаева: это и отставка главы аппарата Фарида Ниязова, и мощное давление на руководство силовых структур, и как следствие отставка премьер-министра Сапара Исакова вместе с кабинетом, ослабление мэра Бишкека, и еще ряда персон, приближенных к экс-президенту", – отметил Князев.
Окончательно же добила Атамбаева его же известная неуравновешенность. На съезде СДПК, который состоялся в конце марта, Атамбаев в резкой форме высказался в адрес нового президента Жээнбекова. Такое скандальное возвращение Атамбаева в политику поставило крест на его политической жизни, привело к расколу его партии – СДПК, и, наконец, к сегодняшней отставке правительства.
"В Бишкеке обсуждают возможность отмены президентского иммунитета от уголовных преследований. Если удастся провести этот закон, то в этом случае, будущее Алмазбека Атамбаева небезоблачно", - считает Равшан Джеенбеков. По его словам, несмотря на то, что сегодня у Сооронбая Жээнбекова повысился рейтинг и он получил карт-бланш на проведение реформ, особых перемен ожидать не приходится. "До сих пор Жээнбеков не предпринял каких-то решительных действий для реформирования страны. Он будет делать какие-то косметические изменения. Жээнбекову придется считаться с северными политиками. (Сам он южанин – "ВК") Регионализм уже как инструмент политической борьбы внедрен Атамбаевым. Серьезные, важные реформы проведены не будут", - отметил Джеенбеков.
На вопрос "ВК" сможет ли Атамбаев в знак несогласия с проводимой политикой нового главы государства вывести сторонников на улицу, Джеенбеков ответил, что сейчас у Атамбаева нет такой возможности. "Его авторитет в обществе равен нулю. Он может "оживиться" через несколько месяцев, после того, как общество поймет, что Жээнбеков такой же, как и другие президенты, в том числе и Атамбаев. Если не будет реформ в экономике, политической жизни, то Атамбаев может поживиться как ресурсный политик. У него остаются ресурсы, и он может еще раз попытаться вернуться в политику. Но это не сейчас, а спустя какое-то время", - считает Равшан Джеенбеков.