Любому обществу нужен непререкаемый авторитет – духовный гуру, мнению которого это общество бы доверяло. Тем более, такой человек должен быть в эпоху перемен. Он должен видеть дальше и глубже всех нас. Он должен быть честен. Есть еще небольшой набор нравственных требований к такому человеку, совокупность которых безошибочно укажет на его подвижническую избранность. Такими были Дмитрий Лихачев, Владимир Высоцкий, на Северном Кавказе – Расул Гамзатов. Таким хотел быть для России Александр Солженицын. Но сегодня трудно поставить кого-либо в этот ряд. Хотя претендентов много.
В сложные времена для страны надо подниматься над правыми и левыми, красными и белыми, зелеными и голубыми. Далеко не все это умеют, и далеко не все этого хотят. Среди тех, кто претендует на право судить «во имя народа» - лидеры российской оппозиции. Но их главная ошибка в том, что они, собираясь судить, выбрали себе роль не судьи, а обвинителя - и властей, и электората (не готовы, мол, наши люди жить при демократии!). Следуя логике судейского заседания, прокурор должен обвинять подсудимого. Невозможно представить, чтобы прокурор, выступая в суде, вдруг стал искать в действиях подсудимого рациональное зерно. Оппозиция, действуя по правилам внутриполитической борьбы, ограничивает свое «подвижничество» хулой власти. Для нее жизнь – это черно-белая фотография. Электорат это чувствует, о чем говорят результаты многих выборов.
Например, Борис Немцов и Михаил Касьянов нещадно критиковали сочинскую Олимпиаду за расточительство и коррупцию. Но ведь когда они занимали ключевые посты в правительстве, подобные престижные международные мероприятия в России даже представить было невозможно. А Олимпиада – это серьезная внешняя политика. Это стратегический шаг мирового масштаба. Оппозиционеры говорят о необходимости «правильно использовать нефтедоллары». В 1990-е россияне все равно жили намного хуже, чем сейчас, когда Олимпиада и мировое первенство стали реальностью. Отговорки про переломные годы, издержки реформ во «времена Ельцина» не состоятельны, потому что лично у Немцова и Касьянова жизненный уровень в 1990-х не понизился по сравнению с 1980-ми годами. Более того, многое говорит о том, что он существенно вырос.
Нельзя назвать реформами изменения правил игры в обществе, в результате которых верхи стали жить сверхбогато, а низы (процентов 80 от населения) – влачить жалкое существование
Нельзя назвать реформами изменения правил игры в обществе, в результате которых верхи стали жить сверхбогато, а низы (процентов 80 от населения) – влачить жалкое существование. Это было шулерство под руководством Ельцина и Гайдара в угоду 5% избранных, а не реформы. Но все равно, согласно высказываниям лидеров российской оппозиции, - с Путиным в России связано только плохое, а с Ельциным – свет и надежда. Реальная жизнь опровергает эту идеологему. Жизнь – это цветная фотография. Лично я поверю только такому критику Путина, кто в своем анализе убедительно покажет мне как плюсы, так и минусы в его работе в должности президента РФ. В зависимости от того, какие знаки перевесят, я буду принимать решение о своем голосовании на ближайших выборах. Пока множество плюсов его правления я вижу сам, а минусам в антипутинских докладах и речах Немцова и Касьянова не доверяю – сытый голодного не разумеет. Они для меня не духовные гуру.
Похожие процессы разворачиваются и в «нашем» кавказском регионе, в частности, в Азербайджане – в наиболее близком России государстве на Кавказе. Здесь тоже есть группа «профессиональных оппозиционеров», доказывающих на западные деньги, что вся деятельность азербайджанских властей – регрессивна. Получается, чем больше создается в Азербайджане, тем отчаяннее критика оппозиции и т. н. правозащитников. Страна преображается, углеводородные деньги вкладываются в реальную экономику, открываются рабочие места, идет масштабное строительство – это все, по логике, «профессиональных оппозиционеров» плохо. Даже конкурс «Евровидение – 2012» вызвал у них жесткую критику. Директор Института мира и демократии Лейла Юнус, например, в то время инициировала кампанию «Нет «Евровидению» при авторитаризме». Теперь она выступает против Европейских игр, которые пройдут впервые в истории в будущем году.
Удачной внешней политики без масштабных акций не бывает
История Европейских игр начнется в июне 2015 года в Баку. Таким образом, страна уже громко заявила о себе в мире и вошла в историю олимпийского движения как организатор первых спортивных игр Европы. Кроме России, ни одна постсоветская страна не в состоянии добиться подобного успеха. Азербайджан заявил о себе на весь мир, что тоже будет иметь и большой практический смысл. Удачной внешней политики без подобных масштабных акций не бывает. Более того, имидж государства – это и экономическая категория. В недавнем разговоре с Резо Чхеидзе я услышал от мэтра фразу: «Грузия в советское время много снимала хороших фильмов, тратились немалые деньги, но потом как легко было нашим министрам решать важные дела в Москве – с большой пользой для республики! Часто разговоры в союзных ведомствах и главках начинались с восхищения крупных должностных лиц: какой прекрасный грузинский фильм я видел на днях!»
Несмотря на столь очевидные вещи, Лейла Юнус обратилась с воззванием «Авторитарные страны не для Олимпийских игр» в Европейский Олимпийский Комитет и в офис Европейского Олимпийского комитета в Европейском союзе. Она объявила, что Центр сопротивления репрессиям при Институте мира и демократии начинает кампанию по организации бойкота проведения Европейских Олимпийских игр в Азербайджане в 2015 году.
Вспомним историю бойкота московской Олимпиады. Его инициатором стал 39-й президент США Джимми Картер, у которого в ноябре 1980 года была серьезная борьба за президентский пост с Рональдом Рейганом. За полтора года до выборов Картера постигли серьезные внешнеполитические поражения. Сперва в Иране, после того как там произошла Исламская революция и были взяты в заложники сотрудники американского посольства в Тегеране. Затем в Афганистане, когда советское руководство, введя в войска в эту страну, тоже ощутимо ударило по интересам США в регионе. Картер выбрал бойкот московской Олимпиады как предвыборный тактический шаг, который в итоге так и не стал для него спасительным. Свои личные, но более меркантильные интересы в отношении бакинских Европейских игр и у современных хулителей власти в Азербайджане.
На бакинские углеводороды всегда было много претендентов извне
Конечно, своими экономическими успехами независимый Азербайджан раздражает определенные финансово-политические круги в мире. На бакинские углеводороды всегда было много претендентов извне. Но почему эти успехи раздражают отдельных граждан самого Азербайджана? Есть ли связь между этими двумя раздраженными категориями людей?
Возвращаясь в советскую эпоху, вспоминаю великого Владимира Высоцкого – совесть народа. Как рассказывают его друзья, у человека было все, что нужно для счастливой жизни – внеземная слава, приличные деньги, его слушали и читали и в подворотне, и в Кремле. Но он был честен, а потому стал бунтарем – против фальши, несправедливости, тяжкой доли простого человека. И его каждое слово было на вес золота! Вы знаете стихи или песни Высоцкого с осуждением Брежнева или московской Олимпиады? Он был глубже «оппозиционной критики», не ставил перед собой политических задач. Верить хочется таким глубоким и честным людям, а не «профессиональным хулителям»!
Оппозиция, конечно, нужна в любой стране – на то и щука, чтобы карась не дремал. СССР погубило, в том числе, и отсутствие аргументированной критики дряхлеющего Политбюро. Но люди верить будут только честной и справедливой оппозиции, которая дает нам полное представление о власти, а не зарабатывает западные гранты на нападках по принципу «чем больше нападок – тем больше гонорар».