В ходе предвыборной кампании президент США Дональд Трамп демонстрировал обнадеживающие признаки улучшения отношений с Россией. Многие считали, что диалог между двумя крупными мировыми державами откроет новую эру ”разрядки” и что они будут совместно заниматься проблемами, ставящими под угрозу мир во всем мире, такими как ситуация в Сирии, Ливии, Сомали и Афганистане в конструктивной манере. О том, почему этого не происходит и как наладить диалог, пишет Hurriyet в статье Why US-Russia dialogue matters.
Президент Трамп находится под давлением внутренних расследований по поводу якобы вмешательства России в президентскую предвыборную кампанию США, и долгожданная встреча Путина и Трампа в начале июля в Гамбурге на полях саммита G-20 не успокоила этот процесс. Трамп неохотно подписал новый законопроект о введении дополнительных санкций в отношении России, обвинив Конгресс США в том, что он несет ответственность за ухудшение американо-российских отношений, ограничивая способность президента вести переговоры с РФ. Москва заявила, что вышлет американских дипломатов, отберет американскую собственность в России и заставит США сократить свои штаты в дипломатических и консульских представительствах в России на 755 человек. Это беспрецедентное развитие в двусторонних отношениях США и России, которого не было даже в эпоху холодной войны.
Отношения между Вашингтоном и Москвой имеют значение для глобального мира. Оба государства остаются крупнейшими мировыми экспортерами вооружений, доля которых составляет 56% (США - 33%, Россия - 23%). В то время, когда международный терроризм стал серьезной глобальной проблемой, угрожающей стабильности в мире, эффективный контроль над вооружениями становится приоритетом.
С другой стороны, европейская и евроатлантическая безопасность представляет собой набор полный неизвестных. Возрастающая уверенность России и ее действия в Грузии в 2008 году и не Украине в 2014 году усилили напряженность между Западом и Россией. Стало очевидным, что западное и российское восприятие европейской безопасности очень различаются, и разрыв неуклонно расширяется.
В прошлом Россия и Запад не смогли использовать механизмы, которые могли бы способствовать ослаблению напряженности. Основополагающий акт НАТО-Россия, подписанный в 1997 году, предоставлял такую возможность, равно как и последующее формирование Совета Россия-НАТО. Сегодня по-прежнему можно считать этот механизм подходящим форумом для пересмотра основных принципов и обязательств по взаимному сдерживанию. Отношения могут стать плодородными, если США и Россия смогут сначала преодолеть основные разногласия на двустороннем уровне.
В минувшие выходные госсекретарь США Рекс Тиллерсон и министр иностранных дел России Сергей Лавров провели встречу на Филиппинах в кулуарах саммита АСЕАН. Тиллерсон признает, что отношения США и России находятся не в лучшем состоянии, но сотрудничество в Сирии увеличивает надежды на взаимовыгодный и конструктивный диалог. На том же заседании на Филиппинах Лавров выразил признаки надежды на возможный диалог для решения двусторонних вопросов, а также обсуждения глобальных проблем.
Сейчас США приняли решение отправить в Москву своего специального посланника по делам Украины Курта Волкера, чтобы начать диалог. Этот обнадеживающий первый шаг имеет большое значение для предотвращения дальнейшей эскалации между США и Россией и является основным определяющим фактором для отношений между Россией и Западом.
Устойчивость мирового порядка требует неконфронтационных и разумно гармоничных отношений между великими державами. Важно решать глобальные проблемы при помощи взаимопонимания и сотрудничества, находя общие платформы. Пока нынешнее положение в отношениях между США и России далеко от такой атмосферы.