Парламент Литвы в связи с сокращением потребления газа в стране готов обязать правительство провести переговоры с норвежским поставщиком природного газа Statoil о пересмотре условий контракта на поставку голубого топлива. В конце августа 2014 года государственная компания газоснабжения Litgas и Statoil заключили договор на пять лет на ежегодную поставку 540 млн кубометров (необходимый минимальный объем для функционирования терминала) сжиженного природного газа для плавучего терминала в Клайпеде (всего 2,7 млрд кубометров газа). Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс, комментируя сделку, подчеркнул, что "компании Litgas удалось выторговать конкурентные условия". Власти Литвы поспешили заявить о начале эры независимости от "политических цен" "Газпрома".
Тема строительства терминала была воспринята литовским обществом и экспертным сообществом неоднозначно. Экономисты изначально указывали на маловероятность его рентабельности, для обеспечения которой необходимо прокачивать объем в десять раз больше текущих значений. Указывалось также на кабальные финансовые условия (по договору с норвежской HoeghLNG, плата за аренду судна в день составляет 189 тыс. дол., в год - 68,9 млн дол., а за 10 лет - 689 млн дол.), риски колебания привязанной к газовому индексу Великобритании контрактной цены норвежского газа (фактор сезонности, высокого спроса в азиатско-тихоокеанском регионе), что в конечном счете сделает импортируемый газ неконкурентным и приведет к удорожанию коммунальных услуг (отопление и электричество) для жителей страны.
Литовским властям, учитывая неоднозначный характер масштабного проекта, по уму, следовало бы провести референдум, чтобы заручиться поддержкой населения. По всей видимости опасаясь повторения негативного сценария, когда двумя годами ранее жители подавляющим большинством проголосовали против лоббируемого властями еще одного сомнительного проекта (строительство Висагинской АЭС), правящие предпочли самостоятельно принять решение. Неудивительно, ведь на кону стояли сотни млн евро инвестиций по линии инфраструктурных фондов ЕС, которые должны были быть освоены строительными компаниями подконтрольного социал-демократам порта Клайпеды.
Власти Литвы в угоду политической конъюнктуре и сиюминутному самообогащению закрыли глаза на сформировавшуюся с 2010 года устойчивую тенденцию сокращения потребления объемов газа (с 1,8 млрд куб. м до 1,3 млрд куб. м в 2014 году - 30%). В связи с ухудшающейся экономической ситуацией многие промышленные производства либо стали сокращать свои мощности, либо, как в случае с крупнейшим потребителем газа – концерном по производству азотных удобрений Achema (ориентировочно 1 млрд куб. м), и вовсе перенесли часть производств в Финляндию. Ко всему прочему экономические санкции ЕС в отношении России, на вводе которых активнее всех настаивала литовская дипломатия, привели к 50% падению темпов роста ВВП Литвы (2014 г. - 3%, 2015 г. - 1,9%) и жесткой посадке экономики.
В итоге общее потребление газа в стране снизилось, а текущие издержки на обслуживание плавучего терминала СПГ остались прежними. Чтобы обеспечить спрос на более дорогой (по сравнению с российскими трубными энергоресурсами) норвежский газ, власти Литвы, в нарушение закона о конкуренции, обязали крупные промышленные предприятия закупать четверть голубого топлива у терминала. В настоящий момент в Еврокомиссии рассматривается жалоба Литовской газовой ассоциации на несоответствие национального законодательства европейскому (закон "О терминале" противоречит законодательству ЕС, в котором зафиксировано, что "потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, более того, поставщики имеют право на свободное обеспечение потребителей").
Таким образом, спустя ровно год после заключения "контракта века" и достижения "энергетической независимости" от РФ на фоне резкого ухудшения показателей литовской экономики стало ясно, что норвежский контракт стал серьезным обременением для национального бюджета.
Еще летом этого года американский деловой информационный ресурс Bloomberg со ссылкой на главу компании Klaipedosnafta Мантаса Бартушку сообщил о ведущихся переговорах со Statoilпо уменьшению объемов импорта СПГ. Информагентство обратилось к норвежской стороне за разъяснениями, которая предпочла не комментироватьданную информацию. Позднее Bloomberg обнародовало заявление Бартушки о том, что "ни Klaipedosnafta, ни Литва не ведут переговоры со Statoil об уменьшении объемов импорта".
Примечательно, что еще в октябре 2014 года в ходе пресс-конференции в порту Клайпеды по поводу прибытия первой партии газа, норвежский министр по делам ЕС и европейского экономического пространства Видар Хельгесен не исключил, что "поставляемый норвежской Statoil сжиженный газ может оказаться дороже, чем предлагаемый российским "Газпромом"". Отвечая на вопрос о том, как себя будет вести Норвегия в случае снижения "Газпромом" цен, Хельгесен четко дал понять, что государство "придерживается принципа невмешательства в ценообразование". То есть, коммерческий контракт является предметом деятельности хозяйствующих субъектов.
Все это время литовские власти до конца оттягивали переговоры с "Газпромом", чей долгосрочный контракт истекает в конце текущего года, продолжая источать оптимизм по поводу энергетической самодостаточности за счет альтернативных источников энергии, а также возможности замещения основного российского поставщика за счет американского СПГ.
И вот наступила развязка. По итогам консультаций в парламентском комитете по энергетике относительно новой модели содержания терминала СПГ, в которых приняли участие представители государственной газоснабжающей компании Litgas, Klaipedosnafta (75% принадлежит государству), Комиссии по ценам и Министерства энергетики, было заявлено о планах постановки перед правительством вопроса о необходимости пересмотра условий контракта с Норвегией.
На фоне комитетских обсуждений литовские энергетики в связи с сокращением потребления природного газа опубликовали прогноз резкого скачка цен на отопление. Согласно выкладкам Litgas, "необходимое для минимальной работы терминала СПГ количество газа в следующем году почти вдвое превысит планируемые потребности в газе производителей энергии". Специалисты компании пришли к выводу о том, что, в случае реализации газа по существующей модели поставки, "средняя цена для производителей энергии в следующем году может вырасти примерно на 50%". Таким образом, весь потребляемый газ в 2016 году будет поставлен из терминала СПГ, что приведет к "повышению цен на тепло в Вильнюсе примерно на 30%" (обеспечивающая теплом Вильнюс компания Vilniausenergija вынуждена закупать весь объем газа у терминала).
По мнению гендиректора Litgas Доминикаса Тучкуса, нынешняя непростая ситуация обусловлена недавними изменениями на энергетическом рынке из-за сокращения потребления природного газа, развития биотопливного сегмента, модернизации зданий (сокращение энергопотребления), а также отмены квот услуг, соответствующих общественным интересам.
Необходимо напомнить, что за формирование цен на электроэнергию отвечает государственная Литовская комиссия по контролю над энергетикой и регулированию цен. Одним из компонентов ценообразования являются услуги, соответствующие общественным интересам (отчисления на развитие возобновляющихся источников энергии, когенерацию, безопасность поставки электроэнергии, оптимизацию электросетей, утилизацию радиоактивных отходов, финансирование стратегических энергетических проектов). Его отмена и позволила правящим социал-демократам снизить стоимость электроэнергии для конечных потребителей на 7% (удельный вес услуг (1,6 евро цента) в общей стоимости 1 киловатт часа (20 евро центов) – 8%).
Вместе с тем стремление литовских властей в предвыборный парламентский год как можно скорее отчитаться перед своим избирателем об "успешном" выполнении взятых на себя обязательств дестабилизирует внутренний энергетический рынок. Правительство оказалось перед непростой дилеммой: оставить без изменения существующую модель поставки газа с перспективой скачка цен на отопление либо внести законодательные изменения для распределения издержек по содержанию терминала на всех, без исключения (как поставщиков, так и потребителей). Решение в обоих случаях непопулярно, так как напрямую затрагивает либо интересы электората, который должен через год проголосовать за сохранение преемственности действующей власти, либо увеличивает бремя издержек на бизнес, финансирующий избирательную кампанию той же самой власти.
Вот и остается, литовским властям делать всякого рода заявления о том, что в случае "хорошей" цены "Газпрома", "будем закупать российский газ". В связи с чем возникает вопрос, а как же энергетическая независимость, американский газ и биотопливо?