Министр экономики Грузии Георгий Гахария и министр коммерции КНР Чжун Шань подписали долгожданное соглашение о свободной торговле. Меморандум о намерении сторон подготовить такое соглашение был оформлен еще в 2015 году во время визита в Китай тогдашнего главы Минэкономики Георгия Квирикашвили, который сегодня занимает пост председателя правительства. В течение двух лет Пекин и Тбилиси согласовывали каждое положение документа.
Договор предусматривает отмену таможенных пошлин для 94% товаров, экспортируемых из Грузии в КНР. Высокопоставленные чиновники и лидеры правящей партии "Грузинская мечта" называют договор "историческим", утверждая, что открытие для грузинской продукции полуторамиллиардного рынка станет мощным стимулом для экономики. "Мы выходим на совершенно новый уровень" - заявил Георгий Гахария сразу после того, как поставил подпись под соглашением. По мнению министра, экспорт из Грузии в Китай "постоянно растет". Поэтому, оформление соглашения "было велением времени и отвечает интересам обеих государств". Наиболее примечательной в комментарии министра стала фраза о региональном значении соглашения между Китаем и Грузией: "Мы работаем над превращением Грузии в платформу для международной торговли" - подчеркнул министр. Сразу возникли вопросы о том, какое влияние этот процесс окажет на экономическую ситуацию на Южной Кавказе, государства которого по-прежнему тесно связаны между собой.
Георгий Гахария
Обеспокоенность высказал председатель парламентского комитета по отраслевой экономике Роман Какулия. "Подобные соглашения связаны не только с бонусами, но и с определенными рисками", - отметил депутат, явно имея в виду, что свободная торговля между Грузией и Китаем означает не только открытие огромного китайского рынка для грузинских товаров, но и открытие рынков Грузии для потока товаров из Китая. Что это означает для самой Грузии и соседних государств? Эксперт по вопросам экономики Георгий Хухашвили в эксклюзивном интервью "Вестнику Кавказа" обратил внимание, что ни одна другая страна в регионе не подписывала и даже не пыталась оформить аналогичное соглашение с Китаем. "Неужели кто-то думает, что тот же Азербайджан не смог бы этого добиться, если бы хотел? - задался вопросом эксперт. – Но Азербайджан уже многие годы проводит разумную экономическую политику, защищает свои рынки. В Баку прекрасно осознают, какие риски связаны с наплывом китайских товаров".
Хухашвили убежден, что Китай "пытается превратить Грузию в плацдарм для торговли во всем кавказском регионе", а поскольку экономики Азербайджана и Грузии связаны множеством нитей, то возможное "обрушение" грузинских рынков по целому ряду товарных позиций, в том числе в сельском хозяйстве "наверняка заставит соседей принять жесткие меры". "Азербайджан не препятствует экспорту продукции, произведенной в Грузии, но наверняка поставит заслон реэкспорту, как это было в случае с реэкспортом подержанных Европейских автомобилей" - уверен собеседник "Вестника Кавказа".
Георгий Хухашвили убежден, что особых бонусов от экспорта в Китай Грузии ожидать не стоит, поскольку ей "нечего предложить китайцам, кроме вина, да и то в мизерном количестве, поскольку этот напиток в Поднебесной менее популярен, чем в Европе".