Вестник Кавказа

Иранский вопрос в Мюнхене

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Иранская атомная программа стала одной из основных тем на завершившейся 3 февраля Мюнхенской конференции по безопасности. Сенсации здесь не произошло – каждая из сторон атомного конфликта (а таковыми являются, по сути, США и Иран) подтвердили свои неоднократно озвученные позиции. США в очередной раз пообещали не допустить создания Ираном ядерного оружия, а Иран устами своего министра иностранных дел потребовал представить доказательства того, что он, собственно говоря, работает над его созданием.

Значимой новостью стало анонсирование главой МИД ИРИ Али Акбаром Салехи предстоящей встречи в формате 5+1 в Казахстане по иранскому ядерному вопросу. Впрочем, предпосылок к тому, что казахстанский раунд переговоров сулит прорыв, на данный момент не наблюдается. Наоборот, на прошлой неделе иранское правительство объявило об инсталляции тысяч новых центрифуг типа IR-2 в ядерном центре в Натанзе, что едва ли может вдохновить западное сообщество и дает дополнительные козыри сторонникам дальнейшей изоляции Ирана. Немецкое издание «Шпигель» напоминает, что, согласно подсчетам экспертов, для выработки в течение одного года достаточного для создания ядерной бомбы обогащенного урана Ирану потребуется около 1200 центрифуг типа IR-2.

Вице-президент США Джо Байден предложил иранцам начать прямые переговоры по разрешению конфликта. Реакция главы внешнеполитического ведомства ИРИ оказалась сдержанной: Иран серьезно проверит поступившее предложение при условии, что США готовы к искренним переговорам. «Мы не лакеи других наций», - заявил Салехи, отметив, что Иран высоко ценит собственную независимость. Судя по высказыванию Джо Байдена в интервью французской газете «Фигаро», США также далеки от мысли смягчить свою позицию. «Дипломатическое окно закрывается», - сказал вице-президент в отношении Ирана.

Впрочем, сговорчивость иранцев и настойчивость американцев во многом зависит и от дальнейшего развития ситуации в Сирии, ставшей своеобразным внешним фронтом Ирана. Министр обороны Израиля Эхуд Барак в ходе своего выступления в Мюнхене выразил уверенность в том, что режим Башара Асада обречен и до его коллапса осталось уже недолго. Израильский министр косвенно подтвердил, что бомбардировка военного исследовательского центра в провинции Дамаск – дело рук израильской авиации. Это можно интерпретировать как довольно четкий сигнал, что Тель-Авив уже не считается с возможностями серьезных ответных ударов со стороны погрязшей в пучину гражданской войны Сирии. Впрочем, за Сирию уже вступился союзный Иран.

Иран верит, что Дамаск адекватно ответит на нападение израильских ВВС на Сирию, заявил в воскресенье секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили в после встречи сирийским президентом Башаром Асадом в Дамаске. "Мы верим в способность Сирии ответить соответствующим образом на израильскую агрессию, которая ничего не изменила в балансе сил и не повлияла на ситуацию в Сирии и в регионе", — цитирует РИА Новости слова Джалили со ссылкой на сирийское государственное телевидение.

Очевидно, «адекватность ответа Дамаска», о которой говорит Саид Джалили, следует в определенной степени понимать и как адекватность ответа Ирана. ИРИ неоднократно предупреждала устами своих генералов, что интервенция в Сирию станет своеобразной «красной чертой», после которой Тегеран, согласно заключенными между странами в 2007 году договору о взаимной защите, осуществит прямое вмешательство в конфликт. Что ж, сейчас Израиль забросил пробный камень и довольно бесцеремонно переступил данную «красную черту», пусть и ненадолго. Какой окажется реакция Тегерана – покажет ближайшее будущее.
9180 просмотров

Видео

Все видео


реклама