Вестник Кавказа

Ильхам Алиев шлет мессидж Москве

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Ильхам Алиев шлет мессидж Москве
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал в прошедшую субботу интервью российскому телеканалу «Россия-24», в котором коснулся основных глобальных тенденций международной политики, а также некоторых важных аспектов российско-азербайджанских отношений. В частности, президент развеял активно муссируемые в СМИ слухи о том, что закрытие российской РЛС в Габале связано с позицией США.

На вопрос российского журналиста Сергея Брилева, не «американцы ли подтолкнули» Азербайджан в габалинском вопросе, Ильхам Алиев заявил следующее: «Это абсолютно не так. Нас никто заставить не может. История последнего развития тех инициатив, которые в регионе пытались осуществить именно те, о ком вы говорите, показала, что мы никому не подчиняемся. Тем более, заставить нас сделать что-то против нашего стратегического партнера вообще невозможно».

Под «последними инициативами» американцев в регионе азербайджанский президент недвусмысленно подразумевает попытку Вашингтона нормализовать отношения между Турцией и Арменией в отрыве от процесса разрешения нагорно-карабахского конфликта, что поставило под удар интересы официального Баку. Далее президент детально объяснил азербайджанское видение сути вопроса вокруг РЛС в Габале, выдвинув на первый план исключительно коммерческие аспекты: «Дело в том, что арендная плата за Габалинскую РЛС составляла всего 7 миллионов долларов за территорию, которая охватывает около 300 гектаров в одном из самых живописных мест Азербайджана, которое является вторым туристическим центром после Баку. И если те, которые живут вдали от моря, отдыхают у моря, то мы, которые живем у Каспия, отдыхаем в горах. Поэтому наше желание было в том, чтобы арендная плата за этот объект соответствовала бы реалиям. Во-первых, в какой-то степени была бы компенсация за прошлые десять лет, потому что в течение прошлых десяти лет Азербайджан никогда не поднимал вопрос о пересмотре цены, хотя все понимали, думаю, и в России тоже, что цена, мягко говоря, символическая. Желание повысить арендную плату было обосновано еще и тем, что за последние пять-шесть лет в военно-техническом сотрудничестве между Азербайджаном и Россией наметился огромный прогресс, эти закупки исчисляются миллиардами долларов. Мы покупаем российскую военную технику по мировой цене. Мы считаем, что если уж мы покупаем по мировой цене, если мы производим все другие расчеты по мировой цене, то и цена на аренду должна соответствовать или быть близкой к тому. Сама по себе Габалинская РЛС для Азербайджана никакого значения не представляет, информация, которую она получает, нам просто ни к чему - у нас нет средств противодействия той информации, которую получает Габала. Поэтому это должно быть урегулировано чисто на основе и дружеских отношений, и коммерческих. Мы предложили российской стороне продолжить сотрудничество еще на пять или на десять лет по новым ценам, но это не было воспринято».

Интересно и другое высказывание азербайджанского президента из интервью «Россия-24», в котором довольно четко просматривается его «евроскептицизм». Говоря о тенденциях в глобальной политике в контексте кризиса еврозоны, Алиев отметил: «Какое-то время страны, которые обрели свою независимость на рубеже 1990-х годов, просто не осознавали того, что на самом деле происходит. Думаю, сейчас многие из тех, кто испытывали иллюзии по поводу всеобщего благоденствия, вступления в какие-то структуры, испытывают глубокое разочарование».

Не исключено, что, в некотором смысле, одной из стран, испытывающих разочарование, является и сам Азербайджан. Справедливости ради надо отметить, что Азербайджан, в отличие от соседней Грузии, никогда не заявлял о своем желании войти в НАТО или же Европейский союз. Также в богатой нефтегазовыми запасами южнокавказской республике едва ли связывают надежды с Западом как источником всеобщего благоденствия в экономическом смысле. Однако в последнее время там на всех уровнях все громче раздается недовольство двойными стандартами западных партнеров в политической плоскости. Активное спонсирование и стимулирование западными институтами откровенно политизированных и оппозиционных неправительственных общественных организаций, усиленная работа с радикально-оппозиционной молодежью, прицельная медийная кампания против азербайджанского правительства в ведущих европейских изданиях и другие недружественные тенденции, не могут остаться незамеченными в Баку. То, как легко американцы «сдают своих» в зависимости от сиюминутной политической конъюнктуры, в Азербайджане уже увидели на примере стран «арабской весны» и, в определенном смысле, соседней Грузии.

Не получает Азербайджан и однозначной поддержки Запада в нагорно-карабахском конфликте. Неназванная «отсылка» Алиева в интервью к нашумевшей инициативе США по разблокированию армяно-турецкой границы без учета интересов Баку вряд ли случайна.

В целом же интервью азербайджанского президента, где он особо отметил, что его страна никогда не пойдет против своего стратегического партнера в лице России, можно трактовать как сигнал о желании дальнейшего развития отношений с Москвой, в которых с момента возвращения к власти Владимира Путина наблюдается некая пауза. Очевидно, что Баку, следуя избранной им многовекторной внешнеполитической концепции, готов и впредь учитывать российские интересы и сферу влияния России в регионе. Однако у азербайджанского руководства есть на этот счет вполне конкретные представления: «Сфера влияния — это не там, где тебе отдают честь. Сфера влияния — это там, где тебе комфортно, где тебя уважают и поддерживают».
27210 просмотров