29 мая по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Астане президенты России, Беларуси и Казахстана подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Президент Серж Саргсян, принявший участие в заседании, обратился к членам ЕАЭС с предложением установить сроки для подписания договора о присоединении Армении к ЕАЭС до 15-го июня.
В ответ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что до 1 июля Армения вступит в ЕАЭС, если будет решен вопрос о Нагорном Карабахе (НК). Назарбаев сообщил, что накануне лидеры России, Беларуси и Казахстана получили письмо от президента Азербайджана, где подчеркивается, что в ВТО Армения вступила с условием о том, что положения договора будет действовать лишь в рамках ее границ, признанных ООН:"Вы подобным образом присоединились и к Всемирной торговой организации, есть прецедент",- заявил казахстанский президент, обращаясь к своему армянскому коллеге. Таким образом, Армении было предложено вступить в ЕАЭС без НК. Безусловно, это заявление лидера Казахстана не могло не быть согласовано с президентами России и Беларуси.Армянская сторона не возразила и вообще никак не отреагировала на это заявление.
Вопрос о НК в связи с возможным присоединением Армении вначале к Таможенному союзу (ТС), а ныне к ЕАЭС поднимается не впервые. Еще в декабре 2013 года Назарбаев в целом положительно оценил представленную Арменией "дорожную карту" по вступлению в ТС,но , тем не менее, предупредил, что Казахстан подпишет "дорожную карту", но с особым мнением, поскольку необходимо прояснить вопрос о границах ТС в связи с проблемой НК.
Отметим, что более шести месяцев чиновники различного ранга делали бодрые заявления о том, что Армения и НК представляют единое экономическое пространство и размещение контрольно-пропускных пунктов на границе между Арменией и НК неприемлемо:"Мы с НК будем одной территорией. Другой формулировки в этом вопросе быть не может",- заявил недавно премьер-министр Овик Абрамян.
Однако 31 мая на встрече с представителями молодежных организаций правящей Республиканской партии Армении (РПА) президент сделал заявление, противоположное позиции, озвученной ранее властями. По его словам, нет никаких препятствий для членства Армении в ЕАЭС:"То, что сказал Назарбаев, было неприятно, но нам это не может причинить никакого вреда. Изначально неправильно говорить о границах. О каких границах мы говорим? Карабахский вопрос решается не в ЕАЭС. А кто сказал, что мы вместе с НК входим в ЕАЭС? Такого нет, и не может быть, так как Нагорный Карабах, хотя бы согласно нашему законодательству, не является частью Армении".
Здесь возникает два вопроса: почему армянский лидер, столь уверенный в том, что ЕАЭС не может определять границы, не адресовал этого замечания своему казахстанскому коллеге и второе - как получилось, что РПА заверяла армянскую общественность в том, что Армения не войдет в ЕАЭС без НК, а сейчас вдруг Саргсян делает противоположные заявления?
Ответ на эти вопросы можно найти в заявлении главы парламентской фракции "РПА" Ваграма Багдасаряна, по словам которого, все действия Сержа Саргсяна согласованы со сверхдержавами. В данном контексте с высокой степенью вероятности можно предположить, что согласование эквивалентно давлению. Противоречивые шаги армянского президента могут свидетельствовать о том, что он решает проблему сохранения слабеющей власти за счет возможной поддержки одного из ведущих крупных игроков, в данном случае России, заинтересованной в присоединении Армении к ЕАЭС.
С другой стороны, помимо заявлений президента и представителей возглавляемой им РПА, в Армении есть общественность и парламент, где для властей сложилась очень непростая ситуация: из 131 депутата власть не контролирует порядка 55-56 депутатов. Однако еще большую проблему для президента представляют его сторонники, среди которых есть участники карабахской войны. Следует также учесть, что, несмотря на все заверения официального Еревана о стремлении к скорейшему присоединению вначале к ТС, а ныне к ЕАЭС, Армения до сих пор не подписала договора о вступлении в эти организации.