Вестник Кавказа

Евразийский союз: форма и содержание

На прошлой неделе глава Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко ездил в Ереван, где рассказывал о преимуществах создаваемого Евразийского экономического союза (ЕЭС). "Участие в эффективном региональном объединении позволяет государствам быть услышанными в этом мире и влиять на формирование новых правил международного диалога", - считает Христенко. По его словам, после присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству России, Белоруссии и Казахстана Армения получит все преимущества, которыми пользуются страны-участницы «тройки». В частности, в пределах единой таможенной территории свободно перемещаются товары. «Расширившийся внутренний рынок, в современных условиях служит драйвером экономического роста, - сказал Христенко. - Интеграция Армении в ТС и ЕЭП дает видение перспективы выстраивания долгосрочных экономических отношений, подкрепленное нормами, основанными на лучших мировых практиках".

Между тем, как заявила "Вестнику Кавказа" завлабораторией проблем межрегионального развития Института проблем рынка РАН Аза Мигранян, "Армения уже озвучила свое решение о желании быть членом ЕЭС. Соответственно, на сегодняшний день больший крен будет именно в сторону евразийского проекта, хотя Армения не исключает возможности сотрудничества с ЕС по ряду вопросов, в том числе вопросов правового сотрудничества, развития демократических институтов, вопросов науки, культуры и религии. Армения приложит все усилия, чтобы не прекратить общение и поддержать тот тесный уровень сотрудничества с ЕС, который был налажен".

Однако вопрос, по мнению Мигранян, заключается в приоритетах: "Если мы говорим о ЕЭС, то мы имеем в виду намерение Армении в большей степени сотрудничать именно в области экономического и военно-политического сотрудничества. Если мы говорим о цивилизационных, гуманитарных, правовых, демократических институтах, то здесь есть явно выражено стремление части армянского общества к европейским ценностям. Поэтому параллельно будет происходить развитие отношений, они не будут замораживаться ни с этой, ни с другой стороны. Армянская сторона пролонгирует свою политику "и-и". То есть и ЕАС, и ЕС. Вопрос "или" для Армении на сегодня не допустим, ибо она находится в той геополитической ситуации, когда необходимо использовать все возможные способы взаимодействия, в том числе способы сотрудничества с мировым сообществом с целью решения той сложной конфликтной ситуации, которая имеет место быть в Армении в отношениях с Азербайджаном".

Тем не менее, хотя у российских экспертов практически нет сомнений в том, что к 2015 году ЕЭС будет создан, они предвидят немалые трудности на пути его формирования.

Так, по словам директора политологического центра "Север-Юг", главного редактора "Вестника Кавказа" Алексея Власова, есть некая общая болванка договора о ЕЭС, где 80% позиций согласовано, и по 20% будут достаточно жесткие дискуссии. Спорные позиции связаны с ключевыми вопросами, в числе которых Власов назвал пределы компетенции наднациональных органов ЕЭС; формат этих наднациональных органов, в частности, есть ли необходимость создания поста генерального секретаря ЕЭС; задачи, которые будет решать ЕЭС. Все это будет предметом дискуссий на ближайших встречах как переговорщиков со стороны России, Казахстана и Белоруссии, так и лидеров трех государств.

Второй блок вопросов, по мнению Власова, это тема расширения Таможенного союза: "Армения достаточно неожиданно опередила главного кандидата на вступление в ТС еще полгода назад, Киргизию. Сейчас, очевидно, приоритеты несколько сместились с центральноазиатского направления на южнокавказское. Вероятно, уже запущены окончательные процедурные процессы по превращению заявки Армении на вхождение в ТС в реальные, конкретные механизмы адаптации к требованиям новой интеграционной организации. Но остаются вопросы, что тогда с Киргизией и как будут складываться отношения после Вильнюсского саммита между Таможенным союзом и Украиной, если будет подписан Договор об ассоциации с Брюсселем".

Власова беспокоит также вопрос, связанный с ликвидацией ЕврАзЕС: "Будет ли, в конце концов, ликвидирована эта организация? Хотя принципиальное политическое решение было принято и подтверждено на последнем саммите евразийской "тройки", по какой схеме пойдет включение в этот проект новых членов? Будет ли этим заниматься Евразийская экономическая комиссия? Или ЕврАзЕС сохранится до 2015 года, до момента полного переформатирования интеграционных структур и старта ЕЭС, и в период именно на офисе ЕврАзЕС будет лежать ответственность за переговоры с Арменией, Киргизией и Таджикистаном. Или же все эти полномочия перейдут в компетенцию ЕЭК? Готова ли ЕЭК заниматься этими вопросами, вести переговорный проект? Сейчас основное внимание министров и офиса ЕЭК сконцентрировано на подготовке договора о ЕЭС. В этом я усматриваю главный риск для объединения - одновременно решаются три очень сложных задачи: полная ликвидация изъятий в таможенных отношениях между Россией, Казахстаном и Белоруссией, подготовка договора о ЕЭС и прием в организацию новых членов".
Несмотря на это, Власов с оптимизмом смотрит на создание ЕЭС: "Украина пусть определяется сама. Никто ее туда насильно не тянет, хотя в заявлении Януковича по поводу того, что Украина может стать мостом между Европой и Евразией, мне кажется, есть политическая декларация, нежели реальная готовность украинской элиты к такому формату взаимодействия.
Принимать новых членов надо, но давайте все-таки определимся, на кого здесь будет возложена основная нагрузка. Главное, чтобы в полном объеме заработал Таможенный союз, то есть все изъятия должны быть ликвидированы, и тогда уже можно говорить о полноценной реализации первого этапа евразийской интеграции".

Директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев считает, что "ТС имеет исключительно экономическую подоплеку. Хотя политика - вещь многосложная, многоплановая. Конечно, большинство решений принимаются в закрытом режиме. И в ТС тоже есть политика. Но это не такой примитивный штамп, который раскручивает СМИ "Россия при помощи ТС хочет возродить Советский Союз”. Это комплексный, многогранный, многослойный "пирог". У Казахстана есть свои интересы, в том числе, в отношениях с Китаем, и ему удобнее быть в интеграционном объединении с Россией. У Белоруссии есть свои проблемы и в политических отношениях с Европой, и в том, что касается поддержания той модели, которая существует в Белоруссии. Для нее ТС также является частью решения политических проблем. Но основа ТС все-таки экономическая".

Что касается ЕАС, то он, по мнению Михеева, нуждается в общих ориентирах развития, не только экономических, но и геополитических, и ценностных: "Без определенной ценностной модели ЕС будет достаточно сложно обосновывать свое существование, если речь пойдет о политических надстройках. Политические надстройки не могут заниматься только экономикой. То есть здесь должна быть координация усилий во внешней политике. В любом случае, ЕЭС выйдет на общую политическую составляющую. Какой она будет, это другой вопрос. Я абсолютно уверен, что ни о каком возрождении СССР речи там быть не может".

Важнейшими для формирования ЕАС Михеев считает три тезиса.
Первый. Потенциальные участники ЕАС заинтересованы в поддержке собственного производителя и формирования альтернативного центра развития в экономическом смысле. Никто им помогать не собирается и никто не заинтересован в их развитии, кроме их самих. А кооперация может помочь преодолеть сырьевую зависимость.
Второй. В политике у нас есть общие геополитические цели. И Россия, и Казахстан, и Белоруссия, может быть по разным причинам, но тем не менее не согласны с монополярной идеей глобального мира.
Третий. У нас есть собственные вызовы, которые приходится сдерживать.

"Основа для политической платформы существует, но есть одна большая проблема: и ТС, и ЕЭС являются пока лидерскими проектами. В этом есть плюсы - лидерам единолично проще договориться. Но в этом есть и минусы - если один из лидеров вдруг передумает или по каким-то причинам уйдет от власти, это может поставить под угрозу весь проект. Это является достаточно серьезным риском и для ТС, и для будущего ЕЭС".

"Если останутся те же лидеры, и лидеры этих стран не поменяют свои позиции, то в 2015 году, хотя бы юридически, ЕЭС будет создан, - думает руководитель сектора экономического развития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Елена Кузьмина, - но качество этого союза это большой вопрос".

Объясняя свой прогноз, Кузьмина посетовала на то, что пока так и не поменялась географическая структура торговли в рамках ТС: "Несколько поменялась структура только у Белоруссии. Она достаточно эффективно вошла на казахстанский рынок со своими продовольственными товарами. У всех остальных стран она нисколько не поменялась - ни у России, ни у Казахстана. Но если у нас ТС, если мы ЕЭС строим, то должны были быть хоть какие-то изменения. Но этих изменений не произошло- географическая структура внешней торговли практически не поменялась".

Кузьмину беспокоит структура инвестиций: "в 2012 году российские инвестиции в Украину в 1,5 раза превысили инвестиции в Казахстан и в 2,4 раза превысили инвестиции в Белоруссию. Казахстан отлично сработал на том, что закрыли границу с Киргизией. Количество обуви, одежды и ряда других продуктов, которые Казахстан никогда ранее не поставлял на рынки, вдруг увеличилось в разы. О чем это говорит? О том, что Казахстан удачно освоил китайские товары, шедшие через Киргизию. Идет серьезное столкновение интересов".

Кузьмина считает, что ближе всех в вступлению в евразийские интеграционные структуры подошел Ереван: "Для Армении важны вопросы не только и не столько экономические, сколько вопросы безопасности. Поэтому вполне возможно, что быстрее будет продвигаться Армения, но это тоже вопрос того, о чем договорятся между собой лидеры, о чем договорятся между собой страны. До сих пор не разработана "дорожная карта" с Киргизией, у которой товаропоток направлен в основном на Казахстан и на Россию. Сколько это может еще длится?"

Говоря о возможном присоединении к проекту других стран, например Турции или Индии, Кузмина сказала, что "здесь больше геополитических игр, нежели серьезных экономических вопросов. Сначала надо построить работающий экономический союз. Можно, конечно, строить параллельно, но позиции лидеров государств о том, сколько будет функций у наднациональных органов, абсолютно разные…. Юридически этот союз будет создан, а вот качественно к какому году будет создан этот союз, это достаточно сложный вопрос".

15705 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября