Вчера в Берлине, в день памяти жертв трагедии в Ходжалы, прошел III Симпозиум по стабильности и безопасности на Южном Кавказе. Симпозиум, привлекая из года в год все большее число высокопоставленных политиков, превратился в Германии платформу для регулярного обсуждения региональных проблем Южного Кавказа.
Выступая на форуме, вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR/ГНКАР) Эльшад Насиров напомнил, что на протяжении многих лет тысячи немцев работали в Азербайджане: "Учитывая конфликты между представителями разных религий и цивилизаций в XXI веке, думаю, необходимо сказать о том, что Азербайджан когда-то был страной, куда пришло много немцев в поисках защиты от религиозных гонений на их родной земле. К сожалению, немцы были изгнаны из нашей страны в годы Второй мировой войны. Тем не менее в нашей стране сохранилось немецкое наследие. И я надеюсь, что это наследие будет только пополняться в будущем".
Вице-президент SOCAR/ГНКАР поблагодарил выступавших на симпозиуме, что они упомянули тот факт, что Азербайджан был одной из первых стран, которые наделили женщин избирательным правом. "Я выступал в Вашингтоне перед вашими коллегами в Конгрессе, и один сенатор сказал, что Азербайджан раньше США начал добывать нефть и наделил женщин избирательным правом, а теперь он горд за то, что азербайджанские солдаты сражаются плечом к плечу с американскими солдатами в Афганистане. Должен признаться, что я не смог устоять и сказал, что даже в Афганистан мы пришли раньше США в составе войск Советского Союза, которые вторглись в Афганистан в 1979 году. И самое хорошее, это то, что теперь азербайджанские солдаты выполняют миротворческую миссию в Афганистане, теперь мы на стороне добра".
Говоря о роли Азербайджана в энергетической безопасности Европы, Насиров заметил, что эпоха углеводородов началась в Баку в 1848 году. Первая скважина, где добывалась сырая нефть, находилась в Баку и положила начало углеводородной цивилизации.
По данным вице-президента SOCAR/ГНКАР, "в 1900 году Баку производил 50% всей нефти в мире. Если проследить с 1900 до 2015 года, пик цен на нефть пришелся не на 1949, 1967, 1973 или 1979 год. Наивысшей точки цена на нефть достигла в долларовом эквиваленте в 1920 году, когда большевики оккупировали Баку.
В контексте сегодняшнего уровня цен ситуация совсем иная. Цены на нефть негативно отразились на нашей экономике. Конечно, сегодня Азербайджан производит только 2% всего мирового объема нефти. Но если мы посмотрим на роль этих 2%, ее значение гораздо больше, чем наши объемы производства. Нейтральное государство, которое не является членом каких-либо нефтегазовых объединений и организаций, поставляет нефть на средиземноморский рынок. Нашей сырой нефти приходится конкурировать с крупнейшими производителями, но мы поставляем нефть на рынки, начиная от западного побережья США и Канады, Эквадора и Чили на западе, и Японии и Южной Кореи на юге, представляя собой альтернативный источник поставки энергоресурсов на европейские и другие рынки.
В 1994 году, больше 20 лет назад, в Баку был подписан очень важный контракт, который стал известен как «Контракт века» за его большое значение, ценность и масштаб. 20 лет спустя, в прошлом сентябре состоялась церемония открытия строительства «Южного газового коридора», который станет одним из самых крупных газовых проектов XXI века. Я считаю, что сегодня, когда Европа превратилась в поле битвы и нуждается в неограниченном доступе к энергоресурсам, очень важно иметь альтернативный путь, не только путь, но и альтернативный источник поставки ресурсов. И за последние несколько десятилетий Азербайджан стал единственным новым источником газовых поставок для Европы. Мы будем поставлять 10 миллиардов м3 газа в Европу, начиная с 2020 года. Да, объемы поставок не слишком большие. Но если мы сравним доминирующий источник поставок с новыми источниками, мы увидим, что немецкое правительство начало покупать газ у Советского Союза 40 лет назад. Сегодня ситуация изменилась, и Германия и другие европейские страны нуждаются в дополнительных источниках и альтернативных путях поставок ресурсов".
По мнению Эльшада Насирова, через несколько лет мы сможем оценить истинное значение диверсификации поставок: "Диверсификация поставок важна и для нас. Однако если вы сравните экспорт газа и экспорт нефти, особенно во времена, когда нефть была дорогой, конечно, экспорт газа не принесет таких доходов как нефть. Сравним стоимость одной тонны сырой нефти и тысячу м3 газа. Один баррель стоит примерно 60 долларов. Чтобы узнать, сколько стоит тонна нефти, нужно умножить эту цену на семь. Таким образом, во времена, когда баррель нефти стоил примерно 100 долларов, Азербайджан получал примерно 650 долларов с каждой тонны. С другой стороны, транспортировка тысячи кубометров газа в Италию стоит не меньше 250 долларов. И вы знаете, какие цены сейчас на газ в Италии и в Германии. Таким образом, доход от поставок газа не такой значительный для поставщика, по сравнению с тем, что потребитель получает альтернативный источник поставок газа.
На реализацию этого крупнейшего проекта будет выделено 45-50 миллиардов долларов. В нем будут участвовать 20 компаний-потребителей, в том числе немецкие компании. Газопровод пройдет по территории 7 стран. 20 компаний выступят в качестве инвесторов. И, конечно, он будет связывать три трубопровода – Южнокавказский газопровод, TANAP и TAP. Одновременно будут созданы условия для строительства газовых платформ, включая использование возможностей Сангачальского терминала. Уверен, что благодаря поддержке немецких парламентариев мы все успеем вовремя.".
Вице-президент SOCAR/ГНКАР завил, что недаром находится в Берлине в дни памяти трагических событий в Ходжалы: "Пару недель назад в Мюнхене министр иностранных дел Боснии и Герцеговины сравнил трагедию в Ходжалы с трагедией в Сребринице. Конечно, у каждого народа своя трагедия. Нельзя сравнивать количество жертв, потому что даже трагедия одного человека – это уже трагедия. Но в отличие от Боснии и Герцеговины, мы так и не решили всех проблем с соседями окончательно. Ходжалинская резня произошла в стране, которая до сих пор находится в состоянии войны, потому что в 1994 году мы подписали соглашение о перемирии. Армения и Азербайджан не подписывали мирный договор.
Таким образом, мы должны объединить усилия всех наших стран, чтобы восстановить территориальную целостность Азербайджана, как это декларируется в резолюции Совета Безопасности ООН, которая требует незамедлительного и всеобъемлющего отвода армянских войск с оккупированных территорий. В результате безопасность Азербайджана, через который проходит путь поставки энергоресурсов не только из Азербайджана, но из других стран прикаспийского региона, означает безопасность Европы. И чем больше усилий по разрешению конфликта мы приложим, тем безопаснее будет весь транспортный коридор энергоресурсов. Беру на себя смелость заявить, что Азербайджан и SOCAR станут надежным поставщиком газа в Европу, так как это является частью нашей стратегии национальной безопасности. Надеюсь, что через несколько лет мы встретимся здесь снова, чтобы отпраздновать первые поставки газа в Евросоюз из Азербайджана".