2014 год для экономики Армении оказался провальным. К многочисленным нерешенным социально-экономическим проблемам, прибавились финансовые. В конце прошлого года буквально за несколько дней на 10% обесценилась национальная валюта, соотношение которой к доллару США ранее составляло 410 драмов. Хотя Центробанку, благодаря валютным интервенциям, удалось остановить падение драма, уже в начале января вновь стала наблюдаться тенденция подорожания доллара.
По официальным данным, за 11 месяцев 2014 года экономический рост составил 3-3,5%, вместо запланированных 5,2%. По словам бывшего председателя Центробанка Баграта Асатряна, если этот показатель является вполне приемлемым для стран с нормальным уровнем развития экономики, то в Армении с ее многочисленными проблемами рост в 3-3,5% ощутит на себе лишь очень небольшая прослойка населения. "В экономике стран вроде Армении шесть процентов - грань, после которой широкие социальные слои начинают ощущать на себе экономический рост", - говорит Асатрян.
Причем при оценке экономического роста выясняется, что наибольший удельный вес составляет не промышленность, а сфера услуг и торговля. Это соотношение как нельзя лучше отражает сегодняшнюю ситуацию в экономике Армении, где производство играет малозаметную роль, а импорт превышает экспорт в три раза.
Низкие показатели объемов экспорта стали одной из наиболее серьезных проблем армянской экономики, которую некоторые эксперты уже называют больной. Отрицательный торговый баланс занимает важное место в общем ряду таких характерных признаков больной экономики, как отсутствие конкурентной бизнес-среды, развитие крупного бизнеса в ущерб малому и среднему, окончательно утвердившийся монопольный уклад, сокращение столь важных для Армении объемов трансфертов из России.
По мнению депутата Национального собрания от фракции "Процветающая Армения" Микаела Мелкумяна, именно наличие серьезного местного производства могло бы стать наиболее весомым элементом в вопросе обеспечения экономической безопасности, а значит и способности противостоять воздействию внешних факторов.
Другой центральной проблемой экономики, которая, также как и низкий уровень экспорта, делает Армению уязвимой для внешних вызовов, стало резкое сокращение инвестиций, по сути, их отсутствие. Нулевой приток капитала предполагает проблемы не только сегодня, но и в будущем.
По оценке ряда экспертов, 2014 экономический год был самым тяжелым за все годы независимости. Между тем, проблемы прошлого года, создали базу для еще более сложного 2015 года. Ведь параллельно снижению темпов экономического роста ухудшается социальное положение людей. "Ситуация не вселяет оптимизма на 2015-й и 2016-й, так как роста трансфертов из России не будет, с инвестициями у нас плачевное положение, можно сказать, что их практически нет, даже проявляется отток капитала",- считает Баграт Асатрян.
По данным экс-премьера Гранта Багратяна, уровень жизни людей резко упал, и уровня 2013-2014 годов страна сможет достичь лишь в 2017 году. "Сегодня Армения живет на 30% хуже, чем жила вчера, и уже 2015 год с этой точки зрения будет тяжелым. Всем кажется, что соотношение доллар-драм вернется к 410 драмам, не вернется", - прогнозирует Багратян.
По расчетам специалистов, подорожание доллара приведет к росту услуг за потребляемый газ. В частности, так как в основу расчетов компании "Газпром- Армения" заложен американский доллар, посредством которого компания совершает свои закупки за рубежом, то в случае подорожания доллара, соответственно должен подорожать и газ.
Премьер-министр Овик Абрамян по итогам уходящего года заверил, что у правительства есть возможности и опыт для того, чтобы в 2015 году вновь продолжить поиск решений проблем, стоящих перед страной и народом. Он также выразил надежду на то, что в правительству удастся решить проблему бедности и создания рабочих мест. Однако хватит ли у властей воли для того, чтобы изменить существующую в экономике ситуацию с монополиями, инвестиционный климат и создать реальную конкуренцию в бизнесе, преодолеть неравное отношение чиновников к представителям бизнеса, сократить так называемую "тень"? Ведь нынешняя модель, которая основана не на рыночных законах, а на сделках и взаимных договоренностях между предпринимателями и в первую очередь импортерами и чиновниками, исчерпала себя.