Госдепартамент США эвакуирует сотрудников дипломатических представительств в Судане и Тунисе и членов их семей. Американские посольства в этих станах подверглись нападениям после того как антиисламский фильм, снятый в Америке, вызвал волну негодования на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Протесты, которые начались в минувший вторник в Египте и Ливии и распространились по исламскому миру, привели к гибели по меньшей мере семи человек. Европейские СМИ дают происходящему вполне однозначные оценки:
Немецкий таблоид Die Welt анализирует нападения исламистов на посольства США в арабских странах, в частности, убийство четырех американских граждан, включая посла Криса Стивенса, в результате ракетного обстрела генерального консульства в ливийском городе Бенгази. «После нападений на диппредставительства США в Египте, Ливии и Йемене Вашингтон оказался в руинах собственной ближневосточной политики. Разозлив своих союзников, американцы не получили взамен симпатий в арабском мире», - пишет издание. Абсолютно очевидно, что за нападениями на диппредставительства США стоят салафиты – поддерживаемое Катаром и Саудовской Аравией исламское движение, куда более радикальное, чем «Братья-мусульмане», и имеющее множество точек соприкосновения с «Аль-Каидой». Салафиты – наиболее быстро растущая группа в исламском мире. В ходе парламентских выборов в Египте они собрали четверть голосов избирателей, однако, проиграв светскому партийному объединению, не смогли прийти к власти. Сейчас они делают то, что часто происходит после революций - пытаются взять силой то, чего не смогли достичь демократическим путем. Они хотят добиться своеобразного права вето в политике и обществе: этакого сдерживающего фактора, построенного на насилии. Методы, с помощью которых салафиты пытаются достичь этой цели - антиамериканизм, враждебность к Израилю и христианскому Западу в целом. Эти глубоко сидящие рефлексы, присутствующие во многих арабских странах, к сожалению, можно легко задействовать. Этим и объясняется выступление президента Египта Мурси, осудившего беспорядки в Каире в довольно умеренной форме. Лидер «Братьев-мусульман», очевидно, опасается, что салафиты обгонят по популярности его партию – впрочем, также враждебно настроенную по отношению к Западу.
Барак Обама как ни один другой президент США пытался завоевать симпатии арабского мира, и, после недолгого промедления, встал на сторону демократических революций в арабских странах – например, когда США встали на сторону нового египетского президента Мурси и способствовали уходу старой генеральской гвардии. При этом Обама понимал, что довольно бесцеремонно обходится со своими старыми союзниками – Израилем, Саудовской Аравией и египетскими военным. И сейчас часть освобожденных арабских обществ повернулась против США, фактически помогавших появиться им на свет. Согласно данным социологических опросов, уровень антиамериканских настроений в арабских обществах в данный момент даже выше, чем в эру Джорджа Буша-младшего. Горький результат для Обамы.
Было бы наивно полагать, что, лишь изменив тон и показав больше уважения, можно будет нейтрализовать глубокие предубеждения арабского населения против свободного мира. На деле политика администрации Обамы в регионе не была столь непритязательной, как может показаться некоторым. Американцы были вовлечены в региональные процессы куда активнее, нежели пассивные европейцы. Но Вашингтон создал в арабских обществах впечатление слабеющей супердержавы. И это ощущение слабости США используют салафиты и «Аль-Каида», вновь активизировавшиеся в Северной Африке от Сомали до Мали, констатирует Die Welt.
По мнению экспертов журнала Focus, Митт Ромни пытается инструментализировать всплеск насилия в арабском мире против своего оппонента Барака Обамы. Но эта атака вышла ему боком: сами республиканцы отреагировали на его высказывания с удивлением. Параллельно с этим растет преимущество Обамы в рейтингах. Внешняя политика США до сих пор не играла значимой роли в президентской гонке. Но яростные нападения на американские посольства в исламских странах изменили политическую повестку дня в США. В своем публичном выступлении по поводу нападений на американские дипломатические миссии в арабских странах Барак Обама говорил уже не как кандидат в предвыборной гонке, а как действующий президент страны. Его оппонент от республиканцев, в свою очередь, остался в «предвыборном режиме», чем и навлек на себя жесткую критику. Уже в ночь после нападений на американские посольства в Ливии и Египте предвыборный штаб Ромни опубликовал заявление с нападками на Барака Обаму: «Позорным является тот факт, что первой реакцией правительства Обамы было не осуждение нападений на наши дипломатические представительства, а выражение сочувствия тем, кто эти нападения совершил». Команда Ромни упрекает Белый дом в том, что он не дистанцировался от заявления посольства США в Египте, в котором выражается сожаление в связи с оскорблением религиозных чувств мусульман снятым в США любительским фильмом про пророка Мухаммеда. Ромни критикует Обаму за то, что тот фактически выразил сочувствие напавшим на посольства исламистам. Помимо этого, кандидат от республиканцев заявил, что извинения за ценности США никогда не могут быть верным курсом. Но вербальный выстрел в Обаму вышел боком самому Ромни: заявление посольства США в Египте было сделано во избежание эскалации ситуации еще до нападения на посольство США в Ливии, которое привело к смерти четырех его сотрудников. В результате сам Митт Ромни оказался под градом критики. Предвыборная команда Обамы обвинила республиканца в том, что он «инструментализирует политическую атаку». Во время одного из предвыборных мероприятий Ромни во Флориде один из зрителей поинтересовался у него, почему он использует трагедию в Ливии в своей избирательной кампании. Ромни проигнорировал вопрос и продолжил запланированную программу выступления. Критикуют республиканца и в собственных рядах: сенатор Джон Маккейн, предвыборный оппонент Обамы в 2008 году, призвал Ромни видеть «большую картину на Ближнем Востоке» и критиковать Обаму на более широком базисе.