Отношения независимого Азербайджана и его южного соседа – Ирана всегда складывались достаточно непросто. Однако столь глубокий и продолжительный кризис отмечен впервые. И уж точно никогда в мировой дипломатической истории было немного прецедентов, когда бы столь серьезный дипломатический скандал, доходящий до отзыва посла «для консультаций», разгорался бы по поводу так не состоявшегося события. Да еще к тому же этим несостоявшимся событием, которому в Иране придали небывалую важность, опять-таки по иранской версии, должен был стать гей-парад. Которого в Баку никто не обещал и не планировал.
Тем не менее во время регулярных акций протеста перед азербайджанским консульством в Тебризе лозунги против «проведения гей-парада» в Азербайджане озвучивались постоянно. В Баку не раз вносили ясность: никакого «гей-парада» не планируется. Но на пыл иранских защитников морали эти разъяснения не влияли. Заведующий общественно-политическим отделом Администрации президента Азербайджана Али Гасанов следующим образом прокомментировал иранские обвинения:
"В последнее время в связи с конкурсом «Евровидение» контрпропаганда в отношении Азербайджана ведется из двух точек. Одна из них - это Иран. Говорят о том, чего нет, например о «гей параде» в Баку. В связи с этим мы неоднократно предупреждали Иран, я даже по этому вопросу совершил визит в эту страну. Довели до их сведения: вы не вмешивайтесь в наши дела, мы - в ваши.» Однако, как продолжил Али Гасанов, «после каждого пятничного намаза проводятся акции в сопровождении антиазербайджанских лозунгов. Не знаю, кому в Иране пришел в голову вопрос в связи с «гей парадом». Мы проводим не «гей парад», а песенный конкурс «Евровидение». Вообще-то, в азербайджанском языке нет такого слова «гей парад», у них же есть».
Отвечая на вопросы, Гасанов отметил: Иран полагает, будто Азербайджан является шиитским государственным образованием: «Хотя в вопросах веры в Азербайджане дискриминация не допускается. Все тянут нас в свою веру – ваххабиты, нураниты и др. Но мы хотим быть мусульманами согласно Корану и Пророку». По словам Гасанова, Иран хочет, чтобы Азербайджан был другом его друзей и врагом его врагов. «Но у нас есть своя независимая внешняя политика – напомнил Али Гасанов. - Не обязательно, чтобы друзья и враги Ирана были нашими друзьями и врагами. В то же время мы не участвуем и в антииранской политике Запада. Иран мусульманская страна, там проживают 30 миллионов наших соотечественников», - цитирует его агентство АПА.
Абсурдность обвинений, фактически давших старт новому витку ирано-азербайджанского противостояния, не оставляет сомнений - в Иране просто искали повод для начала новой фазы конфронтации с Азербайджаном. Представители иранского духовенства проявили прямо-таки чудеса фантазии, разыграв "грозную голубую карту" - эдакий "джокер" от мулл, который, по замыслу, должен был ввести в ступор азербайджанскую дипломатию и заставить азербайджанское государство вернуться к "исламским ценностям" в понимании ИРИ, перевернув при этом государственный флаг зеленой полосой кверху.
Чтобы лучше понять, что в реальности происходит в ирано-азербайджанских отношениях в последние дни, расставим события в хронологическом порядке.
В ходе непрекращающихся акций протеста перед азербайджанским консульством в Тебризе, в которых участвуют главным образом активисты подконтрольной иранскому режиму организации "Бассидж", звучат требования не проводить конкурс "Евровидение" и мифический «гей парад» в Азербайджане, а также оскорбления в адрес руководства Азербайджана. Азербайджанское гражданское общество ответило многочисленными акциями протеста перед посольствами ИРИ в Азербайджане. В дело вступает и диаспора – манифестации проходят в США, Швеции, Германии, Британии, Дании и других стран. Стоит отметить, что азербайджанские демонстранты в Баку озвучили и такие лозунги, которые подействовали на Тегеран словно красная тряпка на быка: "Азербайджан будет един со столицей в Тебризе", "Долой шовинистический фарсидский режим", "Нет - муллам-гомосексуалистам". На одной из акций протестующие возложили черный венок к зданию посольства ИРИ, который должен был символизировать скорое падение тегеранского режима. Ну и, конечно же, главный «фотохит» протестов: протокольная фотография, запечатлевшая рукопожатие президента Ирана Ахмади Нежада и его армянского коллеги Сержа Саркисяна. Но, видимо, исходя из логики "Что положено Юпитеру, то не позволено быку", Иран решил отреагировать на эти акции на дипломатическом уровне, призвав к ответу уже официальный Баку и, переведя тем самым разрастающийся конфликт в качественно иную плоскость:
"Действия, нацеленные на оскорбление лидера шиитов и исламского мира аятоллы Хаменеи, ранят сердце каждого свободного человека», - говорится в заявлении иранского посольства в Азербайджане. Дипломатическая миссия ИРИ полагает, что этот инцидент вызывет "соответствующую реакцию мусульман Азербайджана". А затем дипломаты переходят к угрозам: "Силы, планирующие такие акции, должны знать, какие опасные последствия могут иметь подобные оскорбительные действия против лидера шиитов и какую реакцию они вызовут у миллионов этнических азербайджанцев Ирана". Далее, посольство Ирана потребовало от властей Азербайджана немедленно отреагировать на подобные действия и наказать виновных. Посольства также выразило свое возмущение в связи с отсутствием реакции на случившееся со стороны Управления мусульман Кавказа. «Вместо того, чтобы осудить планы по проведению гей-парада, некоторые его члены участвуют в акциях по оскорблению лидера шиитов,» - негодуют иранские дипломаты.
В заявлении посольства особый интерес вызывает ссылка на "соответствующую реакцию мусульман Азербайджана". Не секрет, что Иран поддерживает азербайджанских религиозных радикалов, пытаясь использовать их как инструмент распространения собственного влияния наподобие того, как это происходит в Бахрейне и Ираке. Радикализация верующего населения Азербайджана, в особенности, шиитов, является важным инструментом иранской политики в отношении Азербайджана. Тегерану выгодно постоянно поддерживать в Азербайджане горячие обсуждения на тему религиозных ценностей, создавая, тем самым, поле для политической деятельности своего детища - Исламской Партии Азербайджана и фундаменталистов. Если в недавнем прошлом этой темой был вопрос ношения хиджаба в средних школах, то сейчас это - "Евровидение" и несуществующий «гей парад» в Баку.
Показательна на этом фоне информация, распространенная МВД Азербайджана 22-го мая. Как сообщили АПА в правоохранительных органах, на основании оперативной информации, поступившей в Управление полиции города Сумгаит, проведен обыск в магазине «Ислам» на территории Сумгаита. Во время обыска там были обнаружены и изъяты диски с обращениями и лозунгами, направленными против песенного конкурса «Евровидение-2012» и пропагандирующими радикальный ислам. В ходе операции задержаны владелец указанного магазина Али Алиев и еще 10 человек, проводивших пропаганду против песенного конкурса «Евровидение-2012». В самом деле, в Баку и Сумгаите распространялись обращения и диски, направленные против песенного конкурса и пропагандирующие радикальный ислам. И с самого начала имелись предположения, что эти диски были изготовлены в Иране.
Но точно также как ИРИ использует фундаменталистов против Баку, у Азербайджана тоже есть "козырь" в отношении Тегерана. Власти ИРИ не могут не учитывать факт проживания в стране десятков миллионов этнических азербайджанцев. В середине этого месяца в Анкаре, несмотря на чинившиеся препятствия, состоялся "I форум тюрков Южного Азербайджана", в котором приняли участие 237 делегатов, в том числе, и депутаты Милли Меджлиса Азербайджана. А 22 мая в городах Тебриз и Урмия прошли массовые демонстрации азербайджанцев, требовавших внимания правительства к проблеме высыхания озера Урмия. Участники этих манифестаций требовали и гражданских прав для азербайджанцев - в первую очередь, возможности обучения на родном языке. По сообщениям СМИ, иранская полиция задержала более 100 человек, есть раненые.
22 мая стало известно, что Иран отозвал своего посла из Баку. Почти сразу вслед за этим решением иранские пограничники перестали пропускать азербайджанские грузовики через границу - иначе говоря, вслед за дипломатическим демаршем иранцы решили прибегнуть к методу экономического давления. Как отметил официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев, у иранской стороны нет четкой позиции по вопросу отзыва своего посла в Азербайджане. "Послу Азербайджана в Иране сообщили, что МИД вызвал иранского дипломата Мухаммеда Багира Бахрами для консультаций, однако иранское посольство в Азербайджане заявляет, что посол вызван по причинам религиозного характера. Эти разночтения говорят о том, что иранской стороны нет четкой позиции по этому вопросу", - цитирует Абдуллаева агентство "Тренд". А по версии посольства ИРИ, отзыв посла произошел по причине оскорбления в Азербайджане "мусульманских святынь". МИД Азербайджана, комментируя данное обоснование посольства ИРИ, отмечает, что, в таком случае, Ирану следовало бы отозвать своего посла из Армении, в ходе карабахского конфликта уничтожившей немало мусульманских святынь на оккупированных азербайджанских территориях. Впрочем, в Баку уже не раз напоминали Тегерану о его тесной дружбе с Арменией, в особенности после того, как иранские дипломаты принимались учить Азербайджан «исламской солидарности».
Однако позиция Ирана в армяно-азербайджанском конфликте - палка о двух концах прежде всего для самого Тегерана. Плотно сотрудничая с Арменией, Тегеран, фактически, дает ей возможность и дальше держать азербайджанские земли под оккупацией, поскольку ирано-армянское сотрудничество серьезно смягчает для Армении последствия того факта, что ее границы с Турцией и Азербайджаном остаются закрытыми. К тому же Иран – важный поставщик ГСМ на армянский рынок. Геополитический подтекст такой позиции вполне ясен: Тегеран не хочет допустить усиления тюркского фактора у своих границ. А это будет неизбежным, если Азербайджан разрешит территориальный конфликт с Арменией и вернет под свой контроль оккупированные ею территории.
Обратная же сторона медали заключается в том, что Иран из-за своей позиции в нагорно-карабахском конфликте фактически потерял свое влияние в Азербайджане, освободив эту нишу Турции. Что, в конечном счете, привело к усилению в самом Азербайджане идеологии тюркизма с явным антииранским подтекстом. Ключевым периодом стали трагические события мая 1992 года. Напомним: тогда, благодаря "эффективному" посредничеству Ирана в переговорах между Азербайджаном и Арменией, армянские агрессоры захватили историческую столицу Карабаха – Шушу, где армяне никогда не составляли большинства населения. Многие эксперты, в том числе и на Западе, полагают, что захват Шуши перевел конфликт в стадию «войны за территории» вне зависимости от того, имелось там армянское население или нет. Но в Азербайджане говорили и о другом. По сути дела, Иран не выполнил предоставленных им гарантий того, что боевые действия на время переговоров будут прекращены. А такие «дипломатические сюрпризы» не забываются.
Но сейчас на календаре уже не 1992, а 2012 год. Нынешняя фаза обострения двусторонних отношений Азербайджана и ИРИ совпадает по времени с принятием Конгрессом США очередного пакета санкций против Ирана. Давление на Тегеран со стороны международного сообщества, вероятно, и дальше будет усиливаться. Как сообщил на днях заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, его страна обеспокоена тем, что многие страны изменили свою позицию в сторону военного решения ситуации, которая сложилась вокруг Исламской республики. «Мы крайне озабочены тем, что возможность решения проблемы с Ираном военными методами до сих пор рассматривается некоторыми государствами как реальная. До нас периодически доходит информация, как по публичным, так и по закрытым каналам, что некоторые страны рассматривают вариант военного вторжения в Иран как гораздо более приемлемый, чем какой-либо другой», - отметил Рябков. Если добавить к этому заявление посла США в Израиле о том, что в Вашингтоне полностью готов план военного вторжения в Иран, то для Тегерана вырисовывается довольно мрачная картина.
Возможно, именно этим объясняется излишняя нервозность Тегерана в отношении Азербайджана, который сотрудничает как с "большим", так и "малым сатаной" - США и Израилем, в том числе, и в военной сфере. Плюс ко всему нагнетание напряженности в отношениях с Азербайджаном может быть и этаким «отвлекающим маневром», попыткой заставить собственную аудиторию обсуждать тот самый мифический «гей-парад», а не экономические трудности и растущую угрозу войны. К тому же, возможно, на ранней стадии этой кампании Азербайджан рассматривался как вполне подходящая «мягкая мишень» для подобного рода действий. Но теперь в Иране не могут не понимать: те методы, которые «проходили» двадцать и даже десять лет назад, сегодня могут уже и не сработать. А вот «плана В» у Тегерана, похоже, нет.
Реальный конфликт по мифическому поводу
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
17070 просмотров