Вестник Кавказа

Мы странно встретились и странно разойдемся

Алексей Власов
Мы странно встретились и странно разойдемся
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Резолюция Европарламента по переговорам ЕС относительно ассоциации с Азербайджаном и Арменией в очередной раз продемонстрировала, что Евросоюз пытается более активно участвовать в урегулировании конфликтных вопросов на постсоветском пространстве, и проблемы Нагорного Карабаха в настоящий момент может считаться задачей для Брюсселя «номер один».

По крайней мере, в этой резолюции отмечается, что соглашение об Ассоциации с Азербайджаном и Арменией в рамках программы «Восточное партнерство» не будет подписано до тех пор, пока не будут освобождены оккупированные районы Азербайджана. Безусловно, официальный Баку воспринял это решение как очень серьезную победу азербайджанской дипломатии. Другой вопрос насколько эффективным и действенным окажется этот инструмент дипломатического воздействия на враждующие стороны. Откровенно говоря, шансов на то, что подобные резолюции могут изменить ход переговоров по Нагорному Карабаху, минимален.

Причина в том, что сам формат «Восточного партнерства», который многие эксперты рассматривают как имиджевый формат сотрудничества между ЕС и теми странами, которые фактически не имеют шансов на вхождение в Евросоюз, пока что не зарекомендовал себя как эффективная модель отношений между Брюсселем и странами Южного Кавказа и Центральной Азии. Напомним, что это проект был презентован еще в мае 2008 года, а год спустя шесть стран бывшего СССР - Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия и Белоруссия - официально вошли в эту программу.

Изначально было заметно, что если Германия и Франция достаточно осторожно воспринимают взаимодействие с «шестеркой» республик бывшего Советского Союза именно в таком формате, то Польша и Чехия, напротив, являются главными лоббистами этого проекта. В свое время Ильхам Алиев уже заявлял, что Азербайджан не будет сотрудничать с Арменией даже в рамках «Восточного партнерства», пока не будет разрешен карабахский конфликт. С тех пор позиция официального Баку не претерпела серьезных изменений.

Можно согласиться с азербайджанским политологом Эльдаром Намазовым, который еще в конце 2011 года, анализируя характер отношений Евросоюза к карабахскому конфликту, отмечал, что, с одной стороны, Парламентская ассамблея «Восточного партнерства» все активнее участвует в процессе обсуждения карабахской проблемы. Но, с другой, по-прежнему неясными остаются ответы на два ключевых вопроса: какими ресурсами и возможностями будет обеспечена эта вовлеченность в ЕС в урегулирование конфликта, и, во-вторых, каким политическим и дипломатическим содержанием будет сопровождаться эта вовлеченность Брюсселя в урегулирование столь сложной и многослойной проблемы. Азербайджанский политолог давал в целом позитивный прогноз, оценивая потенциальные возможности «Восточного партнерства» именно на этом направлении. Но возвращаясь к абсолютно верно поставленному вопросу о ресурсах, возникает однозначное ощущение, что потенциал воздействия на конфликтующие стороны примерно такой же, как и у сопредседателя Минской группы, то есть при определенных обстоятельствах он равняется нулю.

А обстоятельства эти таковы, что противоречия между посредниками не позволяют выработать более или менее внятную общую позицию, отталкиваясь от которой можно побуждать конфликтующие стороны к выполнению их обязательств. В противном случае, весь этот процесс будет сильно напоминать бег по замкнутому кругу. Каждая новая резолюция будет трактоваться как успех той или иной страны, но победа по очкам или, если хотите, моральный успех, ни на сантиметр не приблизит Ереван и Баку к выходу из карабахского тупика.
22270 просмотров

Видео

Все видео


реклама