Двухдневный визит президента Грузии Михаила Саакашвили в Азербайджан, завершившийся на прошлой неделе, оставил у наблюдателей двоякое впечатление. С одной стороны, в Баку намерены развивать сотрудничество с Грузией, прежде всего в экономике. С другой, здесь явно не желают поддерживать антироссийские выпады Михаила Саакашвили.
В самом деле, в ходе визита в очередной раз на высшем уровне была подтверждена приверженность дальнейшему укрепление двусторонних отношений. "Азербайджан и Грузия – два друга и два брата. Так было, так есть и так будет", - подчеркнул президент Азербайджана Ильхам Алиев. Михаил Саакашвили, в свою очередь, поблагодарил Азербайджан за поддержку в развитии Грузии, а также напомнил о помощи, оказанной Азербайджаном Грузии в трудные времена. Правительственные делегации подписали меморандум о сотрудничестве в сфере статистики и соглашение о сотрудничестве в области спорта.
Также стороны договорились об интенсификации строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая откроет окно в Европу двум южно-кавказским республикам. «Первые пробные составы пройдут уже в конце года, и эта железная дорога станет для нас окном в Европу»,— объявил президент Саакашвили. Главы государств договорились также создать совместную компанию по экспорту электроэнергии. Причем, согласно источнику издания в Министерстве энергетики Грузии, экспортировать электричество планируется не только в Турцию, но и в Россию. В политике многое решают и личные доверительные отношения между главами государств. И, судя по всему, между Ильхамом Алиевым и Михаилом Саакашвили такие отношения существуют: во всяком случае, азербайджанский президент далеко не каждого гостя лично катает на правительственном "Мерседесе" по ночному Баку.
Но особый – и, скажем так, неоднозначный интерес у многих бакинских экспертов вызвало долгое и пламенное выступление грузинского лидера перед депутатами парламента Азербайджана. Саакашвили процитировал в своей речи основателя первой Азербайджанской демократической республики Мамедэмина Расулзаде: "Однажды поднятый флаг никогда не опустится", - сорвав аплодисменты азербайджанских парламентариев и заручившись одобрением рядовых азербайджанцев. Но продолжение речи Саакашвили насторожило в Баку многих. "Победа или поражение: мы всегда держались вместе против могущественных захватчиков, вне зависимости от того, были ли они христианами или мусульманами, язычниками или коммунистами", - сказал грузинский президент, явно проводя параллель с недавней российско-грузинской войной и весьма прозрачно подразумевая под "могущественными захватчиками" современную Россию. Ну а российскую инициативу создания Евразийского союза Саакашвили назвал попыткой разными способами восстановить Советский Союз: "Mы – в 2012 году, и все должны понимать, что в 2012 году, попытки оживить труп Советского Союза обречены на провал".
С точки зрения пиара грузинского президента - речь оказалась, бесспорно, удачной. Но ее ярко выраженная антироссийская направленность, возможно, встретила бы куда большее одобрение в Польше или прибалтийских республиках, нежели в Баку. Как во времена президента Гейдара Алиева, так и Ильхама Алиева, Азербайджан придерживался и придерживается крайне прагматичного подхода в отношениях с Россией. И уж тем более старается не накалять ситуацию, когда этого можно избежать.
Во всяком случае, в Баку многие открыто высказали свое неодобрение в связи с тем, что для очередных выпадов в адрес Москвы Саакашвили использовал трибуну азербайджанского парламента. Так, депутат Милли Меджлиса Фазаил Агамалы назвал выступление Саакашвили «авантюристическим» и заявил: "Этим выступлением он нанес удар по азербайджано-российским отношениям. С политической и этической точек зрения этого не надо было делать. Он, воспользовавшись трибуной азербайджанского парламента, как международной трибуной, выступил против России. У нас с Россией прекрасные отношения. Ему не следовало так поступать. В своем выступлении Саакашвили не отметил, что Азербайджан подвергся оккупации. Он говорил только о добром отношении грузин к Азербайджану… Что касается захватнической политики России, то они пришли на Кавказ по приглашению Ираклия II", - отметил Агамалы, имея в виду подписание Георгиевского трактата, открывшего России путь на Южный Кавказ.
При этом, как отмечают эксперты, похожую позицию занимают в Баку многие. Здесь готовы развивать сотрудничество с Грузией, но принимать на себя часть политической ответственности за резкие заявления президента Грузии в адрес России в планы Баку, похоже, не входит. В особенности в нынешней непростой политической ситуации. Прежде всего, Азербайджан всерьез беспокоит кризис вокруг иранской ядерной программы, который напрямую затрагивает и российские интересы на Южном Кавказе. На этом фоне одновременно проходят напряженные переговоры с Москвой по поводу дальнейшей судьбы Габалинской РЛС. В то же время на основе последних заявлений азербайджанских государственных чиновников создается впечатление, что сейчас Баку делает легкий крен в сторону Москвы и параллельно пытается разрядить отношения с Тегераном. Совместное заявление глав МИД Азербайджана, Турции и Ирана 7 марта в Нахчыване стало довольно значимым шагом в преодолении кризиса в отношениях между Баку и Тегераном. Как передает информационное агентство "Туран", стороны подтвердили важность скорейшего урегулирования карабахского конфликта на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и уважения признанных на международном уровне границ государств. Ссылка на принципы территориальной целостности и нерушимости границ без упоминания "права народов на самоопределение", которым Армения пытается оправдать фактическую оккупацию Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, является реверансом Тегерана в сторону Баку и Анкары. В то же время, Азербайджан, Иран и Турция подтвердили решимость не позволять ни при каких обстоятельствах использовать их территории для враждебной деятельности друг против друга: ответный реверанс Баку и Анкары Тегерану, который обеспокоен израильско-азербайджанским сотрудничеством и развертыванием американских систем ПРО в Турции. Стороны также намерены усилить борьбу с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, торговлей людьми, нелегальной миграцией. Кроме того, содержатся договоренности об усилении сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, транспортной и др. отраслях. Следующее заседание Комитета по экономического сотрудничеству состоится в ноябре в Азербайджане.
Заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил в интервью телеканалу ANS, что "Азербайджан никогда не позволит, чтобы его территория была использована против Ирана… B Иране живут наши соотечественники. Никогда антииранские силы не смогут проявить себя в Азербайджане…". "В этой стране живут до 40 млн этнических азербайджанцев. Как можем мы содействовать, чтобы бомбы падали на головы наших соплеменников? Это абсолютно невозможно", - добавил Али Гасанов. Наконец, министр обороны Азербайджана прибыл 12 марта с визитом в Иран - предположительно, чтобы окончательно внести ясность в вопрос закупки Азербайджаном у Израиля вооружения на 1,6 млрд долларов.
С Россией же Азербайджан готов продолжать развивать отношения по нарастающей и при Владимире Путине. Президент Ильхам Алиев лично поздравил избранного российского президента с победой на выборах и, пользуясь случаем, пригласил его в Баку "в любое удобное время". Именно поэтому можно говорить о том, что президент Саакашвили выбрал – с точки зрения Баку - крайне неудобное время и место для озвучивания антироссийских заявлений: в данный момент Азербайджан если и не корректирует свою региональную позицию в сторону Москвы и Тегерана, то во всяком случае не намерен играть здесь на обострение.
Наконец, сама попытка изобразить из России "общего врага" Азербайджана и Грузии имела бы куда больший успех, если бы одновременно с обвинениями в адрес России, Михаил Саакашвили вспомнил и об оккупации азербайджанских территорий со стороны Армении, сделав увязку с почетным статусом Армении как российского "форпоста" на Южном Кавказе. Но грузинский президент по вполне прагматичным соображениям решил не ставить под угрозу грузино-армянские отношения. И с точки зрения политической выгоды и дипломатии это можно и нужно понять. Но точно так же грузинским партнерам необходимо учитывать и интересы Азербайджана, в которых особое место уделяется сохранению и развитию конструктивных отношений со своим могущественным северным соседом. Так что Азербайджан и Грузия, конечно, союзники, но в определенных вопросах их интересы если и не пересекаются, то во всяком случае расходятся. И от политиков в таком случае требуется об этом просто не забывать.
См.также http://vestikavkaza.ru/analytics/politika/53911.html
Михаил Саакашвили в Баку
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
16505 просмотров