Недавнее выступление главного редактора информационного агентства "Регнум" Модеста Колерова о ситуации, связанной с процессом урегулирования нагорно-карабахского конфликта и в частности его заявление о целесообразности признания Арменией независимости Нагорного Карабаха вызвало далеко неоднозначную реакцию среди армянских политиков и экспертов. По просьбе "ВК" заявление Колерова комментирует политтехнолог Арман Геворкян.
- Как вы рассматриваете заявление Колерова о необходимости признания независимости со стороны Армении независимости Нагорного Карабаха в свете того, что Армения взяла на себя в рамках Минского процесса определенные обязательства по участию в переговорах?
- Конечно, Модест Колеров руководитель одного из ведущих информационных агентств России, однако он не является выразителем официальной точки зрения России. Колеров выражает свое личное мнение как профессионал и как эксперт, но это не государственная точка зрения России. К мнению Колерова я отношусь с уважением, как к мнению своего коллеги. Вопрос признания НКР имеет два аспекта - правовой и политический. В правовом плане здесь нет никаких проблем, так как Нагорно-Карабахская республика (НКР) была провозглашена 2 сентября 1991 года, после объявления Азербайджаном независимости в августе 1991 года. Азербайджан вышел из состава СССР, в соответствии с советским законом "О порядке вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля 1990 года. Однако в этом же законе была статья 3 о том, что за народами автономных республики сохраняется право самостоятельного решения вопроса о пребывании в составе СССР или в составе выходящей из СССР республики. Именно в рамках этой статьи указанного закона и был проведен референдум 10 декабря 1991 года в НКР. Таким образом, в правовом плане нет никаких проблем не только для Армении, но нет и для России, и нет для стран Евросоюза, которые в начале 1990-х годов определили стандарты, по которым они будут признавать независимые государства.
Но есть другая проблема - политическая, ибо выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджана сопровождался войной. Поэтому урегулирование этого вопроса может быть только политическим, что предполагает ведение переговорного процесса.
Если Армения сегодня признает независимость НКР, это может прервать переговорный процесс и дать козыри в руки Азербайджана с тем, чтобы последний начал новую войну. Армянская сторона этого не хочет. Не уверен я и в этом, что новой войны хотят в Азербайджане, но тем не менее, подобная опасность существует. Следовательно, решение конфликта может быть политическим. Естественно, решение должно быть впоследствии закреплено в каком-то правовом документе. Поэтому предложение о том, что Армения должна признать независимость Нагорного Карабаха может инициировать возобновление боевых действий в зоне конфликта.
- Какие обязательства перед Нагорным Карабахом выполняет сегодня Армения?
- Армения тесно сотрудничает с НКР в финансово-экономической сфере, в сфере обороны, образования, культуры и информации, но политически это две отдельные системы. Армения выполняет свои обязательства перед НКР в указанных сферах, но Армения не брала на себя обязательства признать независимость НКР.
- Возможно ли, что Армения, помимо всего указанного вами, еще и обеспокоена тем обстоятельством, что может остаться в вопросе признания независимости НКР в одиночестве, как это произошло в случае признания со стороны Турции независимости Турецкой Республики Северного Кипра?
- Да, такой пример существует: Турция единственная страна, которая признала независимость Турецкой Республики Северного Кипра, которую больше никто не признал.
- Насколько правомерно связывать ситуацию с признанием Армении независимости НКР с вопросом признания Абхазии и Южной Осетии со стороны России?
- Это два разных момента. Первое: среди четырех конфликтных зон на территории бывшего СССР лишь в НКР референдум о независимости был проведен до начала эскалации конфликта, т.е. когда на ее территории присутствовало азербайджанское население. Оно не приняло участия в этом референдуме, но это было его правом. Во всех остальных конфликтах референдумы о независимости были проведены после завершения войн, зачастую после того, как часть населения покинула регион. Это очень важное различие.
Второе, и в случае с Абхазией, и в случае с Южной Осетией был утвержден формат переговоров и эти переговоры велись. Грузия в обоих случаях вышла из состава переговоров, нарушила существующий режим прекращения огня и перемирия и атаковала российских миротворцев. Россия выступала в обоих конфликтах посредником (в Абхазии совместно с ООН, а в Южной Осетии совместно с ОБСЕ), от услуг которого фактически отказалась грузинская сторона. В свою очередь, Россия пришла на помощь своим миротворцам. В сложившейся ситуации России, когда Грузия фактически денонсировала Соглашения 1994 года по Абхазии и 1992 по Южной Осетии, не оставалось ничего иного как признать независимость Абхазии и Южной Осетии, в противном случае, ее войска в Абхазии и Южной Осетии по всем международным стандартам были бы признаны оккупационными.
- Заявления российских экспертов о том, что признание Арменией независимости НКР, является гарантией невозобновления конфликта, некоторые армянские наблюдатели расценивают как отражение стремления России изменить стутас-кво в вопросе урегулирования конфликта…
- Еще раз повторяю, что эксперты это частные лица, к точке зрения которых надо подойти со всем вниманием. Но в данном случае, перевешивает другая аргументация. В частности, признание независимости НКР означает выход Армении и НКР из переговорного процесса в рамках ОБСЕ. Этот процесс определен соответствующими документами ОБСЕ, которые были подписаны в феврале-марте 1992 года. Смысл этих документов состоит в том, что статус Нагорного Карабаха и вообще этот конфликт должен быть решен на основе трех принципов: неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности и права наций на самоопределение. То есть этот конфликт должен быть урегулирован с соблюдением этих трех принципов. Окончательное определение статуса Нагорного Карабаха, его границ и пр. должно быть определено на конференции ОБСЕ, которая состоится в Минске. Если Армения признает независимость НКР, значит она, тем самым, предваряет решение минской конференции, то есть Армения отказывается от своей подписи на документах ОБСЕ, которую она поставила 20 лет тому назад.