Аннулирование французским Конституционным советом закона о "криминализации отрицания геноцидов" во Франции поставило жирную точку в жарких дискуссиях вокруг скандального законопроекта, который в Баку и Анкаре открыто называли «армянским». Этот спор по понятным причинам находился в центре внимания общественности не только Франции, но и Турции, Армении и Азербайджана. И вот теперь его история завершена. Конституционный совет счел, что законодатель совершил "неконституционное посягательство на осуществление свободы выражения мнения и коммуникации". Судьи подчеркнули при этом, что отмены внешне схожего закона о криминализации отрицания Холокоста, который был принят в 1990 году, ожидать не стоит. Дело в том, что трагедия еврейского народа получила правовую оценку международного сообщества и была признана геноцидом, в то время как аналогичных юридических актов относительно событий, происходивших в1915-1917 гг. в Османской Империи, не имеется.
Теперь, после того, как законопроект провалился, попытаемся сделать первые выводы о возможных последствиях этой сомнительной политической аферы, предпринятой президентом Саркози и горячо поддержанной армянским лобби.
Франко-турецкие отношения, по понятным причинам переживавшие серьезный кризис, теперь, судя по всему, будут доведены до прежнего уровня. Об этом, во всяком случае, свидетельствует заявление главы МИД Турции Ахмета Давутоглу. Глава турецкого внешнеполитического ведомства поприветствовал решение французских судей и анонсировал восстановление экономических и дипломатических отношений с Францией. Это вполне прогнозируемое развитие событий, так как французский конституционный совет фактически устранил причину конфликта, а соответственно, автоматически исчезают и его последствия. Несмотря на крайне жесткую риторику турецкого руководства и угрозы признания геноцидов в Алжире и Руанде, на законодательном уровне турецкое государство на обострение все же не пошло, благоразумно дождавшись окончательного решения Франции по законопроекту о криминализации отрицания геноцидов.
Азербайджан, однозначно поддержавший в этом споре Турцию и выразивший ей поддержку на всех уровнях, также может вздохнуть спокойно. Но самое главное, вздохнуть спокойно могут в самом Париже. Достаточно вспомнить, как в Баку был поднят вопрос о возможности вывода Франции из числа посредников по Карабаху. Формально, конечно, Баку не мог официально поставить вопрос об изменении состава сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в состав «тройки» которых входит и представитель Франции. Но официальное и публичное выражение недоверия французскому посредничеству на авторитет Парижа точно бы не сработало. И для кого эта ситуация оказалась бы более щекотливой – это еще посмотреть. Более того, заметно, что в Париже проявляли немалую обеспокоенность в связи с возможными негативными последствиями для двусторонних отношений, в том числе в газовой и коммуникационной сфере.
Тем не менее очевидно, что Баку смог продемонстрировать свою твердую поддержку ближайшему союзнику, не омрачив при этом своих отношений с Францией избыточно резкой реакцией и откровенно антифранцузскими шагами. "С того дня, как был принят этот несправедливый законопроект, мы заявили, что Азербайджан будет рядом с Турцией. Мы предпочли подойти к этому вопросу без эмоций, без разрыва отношений с Францией, без выпроваживания французских компаний из страны, без каких-либо других радикальных шагов. Мы проводили свою работу хладнокровно, спокойно и системно", - заявил заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов.
Еще один аспект, который не стоит упускать из виду - это мобилизация в последние месяцы турецкого и азербайджанского лобби во Франции, а также существенная интенсификация контактов с французскими сенаторами и депутатами. Так, в начале февраля Баку посетила делегация французских сенаторов, настроенных против принятия "армянского" законопроекта. Возникновение таких контактов, бесспорно, усилит позиции азербайджанского и турецкого лобби во Франции.
Для Армении как государства данное решение французских судей имеет, скорее, символический характер, и не окажет значимого влияния на франко-армянские отношения. В экспертном сообществе ранее высказывались предположения, что Франция подняла "дубину геноцида" против Турции с целью вынудить последнюю начать процесс ратификации Цюрихских протоколов - иначе говоря, открыть границу с Арменией. Даже если такие прогнозы и имели под собой основание, сейчас ясно, что поднять "дубину геноцида" в правовом государстве президенту Саркози оказалось не под силу. В то же время, французский конституционный суд создал важный прецедент, который может быть в будущем использован и другими странами, если там будет поставлен вопрос о криминализации отрицания "геноцида армян". Самое примечательное, что за несколько часов до публикации вердикта французского Конституционного совета в Армении дашнаки выразили уверенность, что это решение станет прецедентом для других стран. И судя по всему, в этом вопросе они оказались правы. Хотя явно рассчитывали на другое решение.
Обращает на себя внимание и настойчивое желание президента Франции Николя Саркози во что бы то ни стало вернуть к жизни аннулированный Конституционным Советом законопроект. Саркози уже распорядился, чтобы правительство подготовило новый законопроект по криминализации геноцидов. Маловероятно, что до президентских выборов этот законопроект будет рассмотрен обеими палатами парламента. Еще менее вероятно, что он пройдет проверку судом на соответствие французской конституции. Наконец, очередная инициатива Саркози вряд ли оставляет пространство для сомнений, что «законопроект о геноцидах» с самого начала представлял собой сугубо предвыборный проект – с его помощью стремительно теряющий популярность президент Франции пытался заручиться поддержкой избирателей из числа этнических армян. Но насколько успешной оказалась эта попытка? Во-первых, многие однопартийцы Саркози выступили против законопроекта, нарушающего основные принципы французской демократии. Во-вторых, его поддержали многие представители соперничающих партий, оттянув на себя голоса французских армян. А в-третьих, завершилась «армянская эпопея» оглушительным провалом. И вот этот провал точно не пройдет бесследно ни для армянского лобби, ни для Саркози. Словом, этот законопроект с самого начала был лишь реверансом в сторону избирателей армянского происхождения. Причем у этого реверанса есть все шансы стать прощальным.
Франция: законопроект о геноцидах признан неконституционным
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
15790 просмотров