Вестник Кавказа

Провал миссии МАГАТЭ

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Очередная миссия инспекторов МАГАТЭ в Иране, судя по всему, закончилась провалом. Международным инспекторам, увы, не удалось развеять беспокойства по поводу иранской ядерной программы. Более того, тревога лишь усилилась после того, как Иран отказался допустить инспекторов на военные объекты, а представители ИРИ добавили, что вообще намерены говорить с представителями МАГАТЭ не об инспекциях, а о новой форме сотрудничества. Опасения, что Тегеран под видом развития мирной атомной энергетики всерьез работает над созданием ядерного оружия, в очередной раз нашли свое отражение в отчете МАГАТЭ. Несколько дней назад инспекторы МАГАТЭ и сами признали, что переговоры в Тегеране провалились, и на некоторые иранские ядерные объекты инспекторы не были допущены.

В то время как глава Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси заявил, что на предприятии в Натанзе было обогащено до уровня 20% от 90 до 100 кг урана, инспекторы МАГАТЭ обнаружили "недостачу" урана, причем иранская сторона пока не смогла объяснить эту пропажу, сообщает РИА «Новости». Эксперты МАГАТЭ считают, что пропавший уран может быть использован как экспериментальный материал для создания ядерного оружия. "У агентства сохраняются серьезные опасения (по поводу) возможной военной направленности иранской ядерной программы", - цитирует Рейтер доклад МАГАТЭ. По оценкам западных экспертов, около 250 кг обогащенного урана могут стать необходимым базисом для создания ядерного оружия. Речь, правда, идет об уране, обогащенном до 90%, но самая сложная часть процесса, по оценкам специалистов - это дойти до рубежа в 20%. Немецкий ученый-ядерщик Штефан Юхэ предполагает, что Тегеран уже проделал большую часть работы по производству материала, необходимого для создания бомбы.

На этом фоне неизбежно нарастает напряженность между Израилем и Ираном. Тель-Авив не исключает нанесения превентивного удара по иранским ядерным объектам: в Израиле утверждают, что ядерное оружие в руках режима мулл представляет опасность для самого существования еврейского государства. С точки зрения логики и здравого смысла, ядерный удар по Израилю – это для Ирана самоубийственный шаг, который немедленно повлечет за собой ответный удар со стороны Израиля и США, чего не могут не понимать в Тегеране. Многие эксперты уверены, что, даже несмотря на внешнюю фанатичность иранского религиозного руководства и высказывания президента Ахмадинеджада о необходимости "стереть Израиль с лица земли", на такой шаг, как использование атомного оружия против Израиля, Иран все-таки не пойдет. Но, увы, такую гарантию безопасности в Израиле явно не считают достаточной для себя. Возможно, прежде всего потому, что для еврейского государства ставки слишком высоки. Кроме того, многие страны, и прежде всего Израиль, учитывают и степень регионального влияния Ирана, которое, бесспорно, увеличится, если страна станет ядерной державой.

Директор берлинского фонда "Наука и Политика", Фолькер Пертес, считает, что основная проблема заключается в том, что Иран, в таком случае, более невозможно будет запугать. Получив ядерное оружие, Тегеран может спровоцировать нападение "Хезболлы" на Израиль, что, собственно, и заботит Тель-Авив. Тестирование ракет Израилем и убийства иранских физиков-ядерщиков является прямым сигналом международному сообществу: "Если вы не сможете обезопасить атомную программу Ирана, то это придется сделать нам военным путем", полагает он.
"Мы находимся в опасной ситуации, которая стала еще опаснее после негативного доклада МАГАТЭ", - отмечает Пертес. Немецкий эксперт считает необходимым, чтобы после иранских парламентских выборов как можно быстрее начался дипломатический процесс. "Однако, если этот процесс не принесет никаких плодов, то он очень быстро закончится. И тогда станет действительно опасно", - заключает Пертес.

Стоит отметить, что военный удар по Ирану неизбежно повлечет тяжелые последствия для самого Израиля, и приведет, как минимум, к началу военных действий с "Хезболлой". Последняя ливанская кампания Израиля отчетливо показала слабые места конвенционной израильской армии в борьбе с мобильными группами исламистов, для которых танки "Меркава" стали довольно легкой добычей. Одновременно с "Хезболлой" почти наверняка также активизируется ХАМАС, чей глава в секторе Газа, Исмаил Хания, в начале февраля совершил трехдневный визит в Тегеран. Хания принял участие в празднованиях 33 годовщины исламской революции в Иране и встретился с высшим руководством ИРИ. Хания поблагодарил Иран за "смелую и последовательную поддержку дела палестинского освобождения".

Наконец, есть еще одна причина, сдерживающая Израиль от военного удара. И кроется она в позиции США, которые обеспокоены судьбой своего воинского контингента в зоне Персидского Залива. В интервью телекомпании CNN председатель Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США генерал Мартин Демпси сообщил, что наносить ракетно-бомбовый удар по ядерным объектам Ирана неблагоразумно. По его словам, у Израиля есть возможности для нанесения такого удара, и, "вероятно, это на пару лет" затормозит реализацию иранцами военной ядерной программы, однако "до некоторых из потенциальных объектов израильтяне добраться не смогут".

В то же время США беспокоит, что подобные действия со стороны Израиля могут вызвать ответные удары иранцев уже по американским войскам и другим целям в районе Персидского залива или в Афганистане. "Именно по этой причине мы считаем, что в настоящий момент неблагоразумно принимать решение о нанесении удара по Ирану", — подчеркнул Демпси.

Администрация президента США полагает, что Тегеран во все большей степени начинает ощущать на себе воздействие международных санкций, и "мы считаем, что именно этот путь сейчас наиболее целесообразен" в рамках усилий, направленных на то, чтобы убедить Иран отказаться от ядерных амбиций, заметил генерал. На вопрос, есть ли у Пентагона уверенность в том, что США удастся уговорить Израиль не прибегать к военной силе, Демпси ответил: "Я уверен в том, что они понимают, что нас тревожит. Они понимают, что удар в настоящее время имел бы дестабилизирующий эффект и не способствовал бы достижению их долгосрочных целей".

Командующий Пятым флотом ВМС США вице-адмирал Марк Фок также выступает против военного разрешения иранской проблемы. Он считает, что несмотря на усиление военного присутствия Ирана в зоне Персидского залива, напряженность в отношениях с Тегераном необходимо снять дипломатическим путем, передает агентство Рейтер. "Когда идет обсуждение всей этой воинственной риторики со стороны Ирана, мы действительно полагаем, что лучшим способом (снижения напряженности) является дипломатия... Я абсолютно убежден, что нужно следовать именно этим путем", - заявил Фокс, командующий международными военно-морскими силами, в чьи задачи входит обеспечение открытости Персидского залива для нефтяных перевозок. «Запереть» Персидский залив при помощи блокирования Ормузского пролива, напомним, угрожает опять-таки Иран.

Фокс сообщил, что Иран усилил свой военно-морской потенциал в Ормузском проливе, развернув там, в частности, катера, которые могут быть использованы для атак “смертников». "Они увеличили число подводных лодок... они увеличили число быстроходных ударных катеров. Некоторые из этих катеров были оснащены крупными боеголовками, которые могут быть использованы как оружие «смертников». У иранцев много мин", - заявил вице-адмирал.

Примечательно, что в роли "голубей" сейчас выступают сейчас американские военные, которым, вроде бы, полагается быть "ястребами". Судя по всему, военные чины США отлично понимают, что столкновение с Ираном чревато серьезными последствиями, и поэтому не хотят становиться заложниками резких шагов со стороны Израиля. Такое нежелание американцев ввязываться в рискованную иранскую кампанию объясняется и тем, что они, в отличие от Израиля, не чувствуют "экзистенциальной" угрозы для себя. И именно в этом ключе стоит рассматривать заявление министра финансов Израиля, Юваля Штайницa, о том, что Иран работает над созданием межконтинентальных ракет. «Иран вкладывает миллиарды долларов в разработку МБР, и они могут появиться у него уже через два-три года. Эти ракеты могут поражать объекты на восточном побережье США", — сообщил он. "Их цель — угроза безопасности не только Израиля и Ближнего Востока, но и Европы и США", — особо подчеркнул Штайниц. Судя по всему, Тель-Авив пытается подтолкнуть США и Евросоюз к более активным действиям, открыто намекая: если вы не вмешаетесь сейчас, то уже завтра можете сами стать потенциальной целью иранской ядерной атаки.

Однако вряд ли США будут рассматривать ядерный Иран в качестве угрозы своей национальной безопасности: применять ядерное оружие не решится никто, а сама страна находится через океан от боевиков "Хизболлы" и других радикальных организаций. В то время как для Вашингтона речь идет исключительно о геополитических интересах, Тель-Авив всерьез обеспокоен вопросами собственной безопасности. И именно поэтому военная операция со стороны Израиля вполне реальна, но цель ее будет заключаться не в разгроме Ирана и его объектов (что представляется нереальным), а в неминуемом вовлечении США в большую войну на Ближнем Востоке. Но принесет ли такая война пользу Израилю в долгосрочной перспективе - большой вопрос. Потому что в случае тяжелой военной кампании (а легкой она не будет в любом случае), за ней последует неминуемое ослабление позиций США в ближневосточном регионе - единственной силы, которая гарантирует безопасность еврейского государства. И в таком случае Израилю придется всерьез задуматься об "экзистенциальной угрозе".
14680 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября