Двадцать лет прошло с момента распада Советского Союза, но последствия этой глобальной геополитической катастрофы ощущаются до настоящего времени. Тысячи погибших людей, миллионные масштабы миграционных потоков между бывшими республиками СССР, неисчислимые материальные потери – вот та цена, которую заплатили народы, проживавшие в составе одного государства, за неэффективную и безответственную политику своих правителей. Многие события, связанные с эпохой распада великого государства, до сих пор остаются неизученными до конца. И это не просто проблема истории и историков, а, прежде всего, вопрос равнодушного отношения к этим трагическим вехам в нашем обществе, которое, к сожалению, в гораздо большей степени склонно забывать «черные» страницы из столь недавнего прошлого, нежели помнить об этом, чтобы извлечь уроки и не повторять трагических ошибок в будущем.
Безусловно, нагорно-карабахский конфликт относится к числу таких событий. Сейчас много пишут и рассуждают о современном этапе урегулирования конфликта, об усилиях российской дипломатии, которая пытается побудить стороны конфликта к ответственному диалогу, но, к сожалению, в стороне остается вопрос не менее важный и актуальный: «А как такое могло случиться?» Да и можем ли мы без гнева и пристрастия оценивать и рассуждать о тех трагических днях Сумгаита, Ходжалы, других «горячих точках» армяно-азербайджанского конфликта, которые отделены от нас не сотнями лет, а всего лишь сроком в треть обычной человеческой жизни?
Полагаю, что это вопрос, на который можно дать только один ответ – «да». В конце концов, это наш гражданский долг и долг историков-профессионалов. Гражданский долг – потому что мы, в данном случае я говорю о России, стремимся выступить в качестве модератора урегулировании тех многочисленных конфликтных ситуаций, которые еще сохраняются с советских времен. Но чтобы выполнять функцию арбитра, необходимо глубокое и ясное понимание причин, сути того, что произошло. А мы на практике часто видим обратное: желание подменить серьезный и ответственный разговор о причинах и следствиях расписными агитками, в которых используется лексикон, не допустимый для оценки тех событий, являющихся не просто фактом из истории современных Армении и Азербайджана, а имеющих самое прямое отношение к истории Советского Союза и России.
На мой взгляд, тема Ходжалы как раз относится к сюжетам, крайне слабо представленным в нашем информационном поле. Возможно, потому что она разрушает сложившийся взгляд, устоявшееся мнение о том, как все это происходило. А между тем, это 63 ребенка, около 100 женщин, 70 стариков, и за каждым из них стоит его личная история, история его семьи, родственников. Все, у кого есть сердце, независимо от национальности, должны ощущать чувство глубокого стыда: «Как мы, вышедшие в самостоятельное плавание из стен общего дома СССР, допустили такое?»
Конечно, проще не знать ничего и ограничивать свое видение мира нераздражающими и неконфликтными сюжетами. Но в таком случае велика опасность, что на том новом витке напряженности, который переживает постсоветский мир, мы вновь столкнемся с ситуацией, когда желание отстоять свою правоту в конфликте будет воплощаться в формы, несоизмеримые с нормальным человеческим обликом. Если скажут мне, что повторение подобного невозможно, я отвечу: «Вспомните ошские события, когда в конце горбачёвской эпохи узбеки и киргизы убивали друг друга из-за выделения земель под застройку в пригородном колхозе, а высокие московские начальники вещали о бытовом конфликте из-за лукошка с клубникой на местном рынке». Прошло 20 лет и снова, в том же самом месте: 2000 сожженных домой, 300 тысяч вынужденных переселенцев, 500 убитых.
Факты – упрямая штука, а потому, вспоминая в эти дни о Ходжалы, мы в большей степени хотим думать о будущем, о том, чтобы подобное не повторилось нигде и никогда, ибо нет ничего страшнее людей, не помнящих свою историю. Именно они и становятся манкуртами, так что тысячу раз прав был великий Чингиз Айтматов.
Ходжалы: думать о будущем
Алексей Власов
17305 просмотров