Всемирно известный театральный режиссер Роберт Стуруа уволен с должности художественного руководителя Государственного академического театра драмы имени Шота Руставели. Министр культуры и охраны памятников Ника Руруа объяснил свое решение «этническими метафорами», к которым Стуруа в последнее время слишком часто прибегал, говоря на политические темы. То, что режиссер недолюбливает президента Саакашвили, стало ясно еще в 2005 году, когда на сцене «Руставели» он поставил комедию «Солдат, президент и мальчик из охраны». Спектакль получился пусть и смешным но, в целом, средненьким. Особого резонанса ни от властей, ни от общественности не последовало. Тогда режиссер решил прибегнуть к более понятным (по его мнению) аргументам. Например, в интервью агентству «Грузинформ», отвечая на вопрос журналистки, чем бы он объяснил равнодушие Михаила Саакашвили к проблемам своей страны, Стуруа импульсивно бросил: «Ну, так он же армянин. Что тут поделаешь? Это ведь все знают».
Многие поклонники режиссера объяснили странный демарш театрального метра тем, что он хотел спровоцировать общественную дискуссию. Но одно дело эпатаж на сцене и совсем другое – тонкая и чувствительная материя межнациональных взаимоотношений. Тем более в стране со сложной этнической структурой, которая совсем недавно приступила к долгому историческому процессу строительства гражданского общества и «гражданской нации» в европейском смысле. Неправительственная организация «Многонациональная Грузия» усмотрела в заявлении Роберта Стуруа проявление шовинизма и потребовала от него извинений. Но вместо признания ошибки, режиссер произнес еще одну, не менее странную тираду: «Если то, что происходит с человечеством, мы не назовем болезнью, то мы от нее не излечимся. Почему мы удивляемся тому, что люди не выносят представителей других национальностей? - сказал режиссер в ходе встречи со зрителями. - Природой заложено что-то такое, с чем мы должны бороться. Представьте, если я сейчас скажу вам, что я люблю негров. Я ведь могу вообще их не любить, и не потому что они негры, а из-за того что они немного отстают от меня в культурном плане». При этом Роберт Стуруа призвал соотечественников «избавится от Саакашвили так же, как немцы избавились от Гитлера», судя по всему намекая, что тот был не «чистокровным немцем», а австрийцем по происхождению.
Сенсационные заявления Стуруа вызвали в обществе ожесточенные споры. Поклонники великого режиссера договорились до того, что «художник это такой человек, у которого всегда «нежная метель» в голове, иначе он не сможет творить». Другие резонно отвечали, что не стоит смешивать искусство с конкретным политическим дискурсом, где подобные «нежные метели» почти всегда приводят к катастрофическим результатам.
Самое примечательное, что театральный режиссер Стуруа ни разу, ни в одном из своих произведений не давал повода обвинить себя в ксенофобии. «Кавказский меловой круг», «Ричард Третий», «Король Лир», «Мачеха Саманишвили» - гуманистические спектакли, вошедшие в золотой фонд грузинского театра и вызвавшие в свое время неподдельный интерес публики величайших театральных держав - России и Англии.
Однако, к сожалению, казус с «этническими метафорами» еще раз демонстрирует, насколько далек гений политики от гения искусства, особенно если учесть весь непростой контекст грузино-армянских взаимоотношений, заметно обострившихся в последнее время в связи с разногласиями по церковным вопросам, о чем ВК недавно рассказывал читателям.
Своим мнением обо всей этой неприятной истории с ВК поделились депутат парламента нескольких созывов, один из лидеров армянской общины Ван Байбурт, руководитель НПО «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян и независимый политолог Ника Имнаишвили.
Ван Байбурт: Я не склонен слишком драматизировать произошедшее и квалифицировать высказывания Роберта Стуруа как проявление арменофобии и средневекового мракобесия, но меня коробит то, что практически никто из грузинской интеллигенции не выступил хотя бы с легким осуждением Робико. Нам говорят: «Он же гений, как можно его критиковать?!» Да будь он хоть трижды гением! Если режиссер такого калибра выступает с подобными заявлениями, то тем самым он разжигает межнациональные страсти, а в демократической стране это абсолютно недопустимо. Грузия страна многонациональная, где проживает более трехсот тысяч армян, более трехсот тысяч азербайджанцев. Так что, тут надо быть более деликатным. Что касается Робико Стуруа, я не исключаю, что он просто немножко завидует Михаилу Саакашвили. который завоевал популярность во всем мире своими реформами, а Роберт Стуруа уже не так популярен как прежде. Может быть, тут такая зависть маленькая.
Арнольд Степанян: Не только я, но и многие из тех людей, для которых неприемлемы частые высказывания Стуруа подобного рода, давно ждали, что власти наконец-то примут меры. Может быть, эти меры непопулярны в определенных кругах грузинского общества, но все-таки они правильные. Такой человек как Стуруа, каким бы талантливым он не был в своей сфере, не имеет права занимать государственный пост или должность, финансируемую государством. Ведь он, по сути, ропагандирует ксенофобию. Мы много раз предупреждали господина Стуруа, призывали его думать, прежде чем говорить и, наконец, были вынуждены объявить ему бойкот. Но он не одумался, не внял нашей просьбе и кроме армянофобских заявлений сделал еще и заявление, оскорбляющее людей с черным цветом кожи. Так что министр культуры сделал правильные выводы и принял справедливое решение.
Ника Имнаишвили: Историю с великим режиссером Робертом Стуруа я бы охарактеризовал как трагикомедию. Ну не может он быть ксенофобом по определению – иначе это хотя раз бы проявилось в его богатом и многогранном творчестве. Но данный казус еще раз демонстрирует удивительный феномен, свойственный целому пласту грузинской интеллигенции - ее детскую инфантильность и безответственность в общественно-политических процессах. Именно эти ее свойства за последние 20 лет привели нашу страну к национальной катастрофе. Уж лучше бы занимались своим делом – творчеством, а не вмешивались в политику, которая никогда не прощает и даже жестоко карает за непрофессионализм и некомпетентность.