Саммит ОБСЕ в Астане завершился конфузом. Итоговая декларация вопреки ожиданиям была принята с десятичасовым опозданием и с совершенно иным текстом, который планировали закрепить организаторы форума. В итоговом документе саммита в Астане не отразились основные принципы урегулирования конфликтов, о которых в своих речах говорили президент России и Казахстана.
В тексте декларации, выстроенной очень общо, с тем, чтобы под ней поставили подписи все страны участницы, есть упоминания и о Хельсинском акте 1975 года и иные ссылки на необходимость двигаться навстречу друг другу.
Нурсултан Назарбаев на саммите предложил равномерно распределить структуры ОБСЕ по всей зоне ответственности организации. Зона ответственности ОБСЕ простирается "от Ванкувера до Владивостока", при этом основные ее структуры расположены в Европе: в Вене (штаб-квартира и ряд ведущих органов), Варшаве (Бюро по демократическим институтам и правам человека), Гааге (верховный комиссар по делам национальных меньшинств).
По мнению Назарбаева, этот процесс можно начать с учреждения новых институтов по валютно-финансовому, межрелигиозному и прогнозно-аналитическому измерениям в разных странах, в том числе азиатской части ОБСЕ. Назарбаев предложил обсудить эти предложения в рамках "процесса Корфу" и выразил надежду, что все направления фундаментальных изменений ОБСЕ отражены в Астанинской декларации ОБСЕ. Часть из этих элементов реально вошла в декларацию, но не в подробном изложении, о чем говорил президент Казахстана.
Основной проблемой, которые возникла на саммите, стало отсутствие единого понимания разрешения конфликтов. Не нашел своего разрешения дипломатический конфликт между Грузией и Россией относительно трактовок ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии. В тексте декларации первоначально указывалось, дискуссии посвящены "конфликтам в Грузии". Однако министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что его страна не может согласиться с тем, что предлагают сделать некоторые западные коллеги.
Он отметил, что в Женевских дискуссиях, где Россия, Евросоюз, США, ОБСЕ и ООН выступают посредниками, в качестве равноправных участников процесса наряду с Грузией принимают участие Абхазия и Южная Осетия, независимость которых от Тбилиси Россия признала в августе 2008 года. По словам министра, факт полноправного участия Абхазии и Южной Осетии в переговорном процессе подтверждает их статус независимых государств. Ни о какой территориальной целостности Грузии в прежних границах речи быть не может, заявил Лавров.
Ранее в своем выступлении на саммите 1 декабря президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости разработки единых принципов урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ, но подчеркнул, что они должны действовать в любых подобных ситуациях. Во многом подразумевалось поспешное признание независимости Косово со стороны стран Запада, что нарушило территориальную целостность Сербии, а в целом нанесло огромный удар по всем принципам безопасности и устройства Европы. В этом же контексте похожее решение России относительно Абхазии и Южной Осетии было встречено в штыки западными партнерами Москвы.
После выступления на саммите Дмитрий Медведев уехал из Астаны, несмотря на то, что ранее планировалось, что президент России проведет в Казахстане полных два дня саммита.
Еще одна конфликтная ситуация, повлиявшая на общий провальный итог саммита, возникла вокруг мирного процесса по Нагорному Карабаху. Ранее планировалось, что в Астане состоится очередной раунд переговоров между президентами Азербайджана и Армении – Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном при посредничестве Дмитрия Медведева, а также госсекретаря США Хиллари Клинтон, и возможно премьер-министра Франции Франсуа Фийона. Однако встреча не состоялась, и стороны ограничились лишь декларацией, принятой от имени всех участников мирного процесса, проходящего под патронажем Минской группы ОБСЕ.
В ней стороны пришли к согласию относительно того, что настало время предпринять более решительные действия, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Президенты Армении и Азербайджана подтвердили свое обязательство стремиться к окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права, Устава ООН, Хельсинкского Заключительного Акта, а также заявлений президентов Медведева, Саркози и Обамы, сделанных ими в Аквиле 10 июля 2009 года и в Мускоке 26 июня 2010 года.
В своем выступлении на саммите Ильхам Алиев призвал Армению к продолжению мирных переговоров по Нагорному Карабаху и заявил, что рассчитывает, что конфликт будет урегулирован в кратчайшие сроки, но с соблюдением территориальной целостности Азербайджана. "Армения по-прежнему применяет силу для сохранения контроля над оккупированными территориями, тем не менее Азербайджан, как и ранее, будет предан делу мирных переговоров, рассчитывая на то, что они дадут результаты", - сказал президент Азербайджана.
"Армения вместо того, чтобы вести переговоры в обстановке доброй воли, в интересах нахождения прочного решения конфликта в кратчайшие сроки, предпочитает идти по пути эскалации конфликта с непредсказуемыми последствиями. Армения постоянно нарушает режим прекращения огня, проводит военные учения на оккупированных территориях, пытается переименовать исторические наименования наших оккупированных городов и деревень, она незаконно расселяет гражданское население на оккупированных территориях, пытаясь сделать ситуацию необратимой, а мирный процесс - бессмысленным", - заявил Алиев. "То, как ведет себя Армения в процессе переговоров, наталкивает нас на мысль о том, что Армения не стремится к миру", - сказал президент Азербайджана.
В свою очередь Серж Саргсян заявил, что Армения будет вынуждена признать независимость Нагорного Карабаха, в случае если Азербайджан прибегнет к силовой акции по восстановлению своей территориальной целостности. Он также заявил, что не видит будущего Нагорного Карабаха как территориальной единицы в рамках Азербайджана.
В итоге на саммите в Астане проявилась тенденция двойных стандартов со стороны «западных демократий», когда одной стране отказывается в праве территориальной целостности, а за другие страны Запад заступается всей мощью своей дипломатии. ОБСЕ так и не смогла придти к консенсусу относительно этих вопросов, также как и принять план действий организации.
Литва, принимающая у Казахстана эстафету председательства в ОБСЕ, также возвела урегулирование конфликтов на пространстве большой Европы в ранг приоритетных. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны ускорить темпы переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию, считает Аудронюс Ажубалис, следующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литовской Республики. "МГ ОБСЕ должна ускорить темпы переговоров, в рамках которых ведется поиск политического решения [нагорно-карабахского конфликта]", - говорится в сообщении ОБСЕ. По словам министра, ОБСЕ должна играть важную роль, в частности, содействуя развитию взаимопонимания и терпимости между обществами, являющимися сторонами конфликта.
Астана: Саммит разочарований
Евгений Кришталёв
45240 просмотров