Вестник Кавказа

Невышедшие из метро…

Евгений Кришталёв
Москва оплакивает жертвы терактов в метро. Спустя годы затишья в российской столице вновь прогремели взрывы, у которых быстро нашелся кавказский след. Две террористки-смертницы по очереди взорвали две станции метро в центре города.

Последняя крупная вылазка террористов, совершенная в конце прошлого года – подрыв "Невского экспресса" между Москвой и Петербургом, хоть и вызвала жесткую реакцию властей, но не затронула общую систему безопасности на транспорте. Именно на этот аспект обратил внимание Дмитрий Медведев, пообещавший не только найти и обезвредить террористов, как после катастрофы поезда, но и подписать указ о создании современной системы оповещения и контроля на транспорте.

После крупных и успешных операций российских спецслужб в горах Ингушетии, Чечни и Дагестана возможность ответного удара террористов возрастала с каждым днем. Только за последний месяц российским службам безопасности и милиции удалось обезвредить сразу нескольких главарей подполья Саида Бурятского, которого признали ответственным за взрыв "Невского экспресса", организатора нападения на Нальчик в 2004 году Анзора Астемирова, а также международного террориста Абу Халеда. Наверняка их приближенные вынашивали планы мести, поскольку такой сценарий не нов и не раз исполнялся. После каждой успешной атаки силовиков бандподполье наносило удар, всегда варварский и бесчеловечный. В рамки этой логики вписываются и два вчерашних взрыва, устроенных смертниками в утренний час пик на одной из самых напряженных по трафику пассажиров веток московского метро.

Как уже отмечали комментаторы и эксперты, выбор для теракта станции "Лубянка" не случаен, ведь именно здесь располагается штаб-квартира Федеральной службы безопасности России. Этакий месседж от бандитов – мол, мы все еще существуем. И именно на Лубянке мощность взрывного устройства была в два раза выше, чем последовавшего через 40 минут взрыва на станции "Парк Культуры". Однако кавказский след отнюдь не указывает на национальность. Как выразился президент Чечни Рамзан Кадыров, "у террористов нет национальности – будь они из Москвы или из другого региона. У них нет разделения: чеченские, кавказские или другие. Это наша общая боль - боль России. И мы должны совместными усилиями вылечить эту рану, только тогда у нас будет порядок". По его словам, граждане России – жители северокавказских республик - больше всего пострадали от террористов. "Мы боролись и продолжаем бороться с этим злом всеми силами при поддержке народа. Мы встали на защиту целостности государства, сохранили мир и порядок в нашей стране. Бандиты не могут найти спокойное место на территории Чечни. Мы их каждый день ловим, уничтожаем и будем делать это", - отметил Кадыров.

Угроза роста ксенофобии – важный аспект каждого из таких терактов. Удержать общество от неоправданного насилия и расправ – задача, требующая не меньших усилий, чем предотвращение самих терактов. Испуганные москвичи вчера уже накидывались на женщин в мусульманских платках или пытались выяснить отношения с группами молодежи - выходцами с Кавказа. В многонациональном городе разжигание розни может оказаться похуже терактов. Возможно, именно этого и добиваются террористы. И здесь важное слово принадлежит религиозным лидерам.

Муфтии России выступили с резким осуждением терактов в Москве, свою позицию высказала и Русская православная церковь - теракты не должны вызвать рост уровня недоверия между людьми разных религий и национальностей. "Мы не можем свой гнев, свои эмоции обращать на людей другой веры, другой национальности. Очень важно здесь не терять голову", - заявил глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. Представитель церкви подчеркнул, что исполнители теракта нарушили "человеческие и божьи законы". По его мнению, верующие люди на это неспособны. Глава информационного отдела напомнил о словах патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который призвал ответить на теракты единством народа, "его твердой волей к тому, чтобы остановить террористов и тех, кто их поддерживает, финансирует или оправдывает".

Что же касается безопасности на транспорте, то предпринятые меры не будут лишними, поскольку российская столица, да и многие другие регионы России, жившие несколько лет без кошмаров террора, заметно расслабились. Казалось, угроза терроризма, явственно пробивавшаяся в начале десятилетия, но редко выстреливавшая в последние лет пять, безвозвратно уходит. Примеров "расслабления" можно привести несколько. Так, установленные при входах в аэропорты сканеры досмотра использовались все меньше. Последние поездки автора этих строк в аэропорты «Внуково» и «Домодедово» в марте показали, что практически все пассажиры могли беспрепятственно попасть в здания аэровокзалов, хотя еще несколько лет назад осуществлялась повальная проверка багажа на сканер и металодетектор всех входящих, независимо от того, опаздывают они на рейс или нет.

Контроль милиции в самом метрополитене стал на порядок ниже, усиленные патрули появлялись в подземке или по выходным или перед футбольными матчами. На входе же милиция не часто реагировала даже на зайцев, откровенно нарушавших режим прохода через турникеты.

Конечно, жить на постоянном взводе в ожидании терактов сложно, однако забывать, что Россия остается среди мишеней международного терроризма нельзя. После терактов в Нью-Йорке в 2001 году меры безопасности с каждым годом лишь ужесточались. Люди, для спокойствия которых они предпринимаются, адекватно воспринимают такой прессинг осторожности.

Наверняка в указе президента Медведева будет сделан упор на инфраструктуру безопасности на транспорте. Во всяком случае, так полагает старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Владимир Евсеев, выступивший на радио "Вести ФМ". По его словам, необходимо создавать инфраструктуру безопасности и образования, чтобы люди знали, что делать в той или иной экстренной ситуации, чтобы помещения как и в случае с пожарами и другими форс-мажорами были оборудованы дополнительными выходами, иными формами защиты людей. В этом направлении уже стали работать по жилым и нежилым помещениям после крупных пожаров, унесших сотни жизней, теперь на очереди транспортные коммуникации.
25955 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября