Тигран (Москва): Как можно оценить перспективы предстоящей встречи президентов Армении и Франции? Насколько вероятно, что этот визит может оказать влияние на ситуацию вокруг Нагорного Карабаха?
Алексей Власов: С моей точки зрения, вероятность каких-то серьезных изменений минимальна. Но, с другой стороны, эту встречу можно рассматривать в более общем контексте - активизации усилий международных посредников в рамках решения нагорно-карабахского конфликта. С учетом того, что Соединенные Штаты несколько снизили свою активность по нагорно-карабахскому урегулированию и в большей степени сосредоточены на структурировании армяно-турецкого диалога, можно предположить, что Франция будет стремиться занять место США в модерировании переговорного процесса.
Но для того, чтобы эта возможность оформилась в реальный тренд, необходимо иметь внятную стратегию, концепцию действий, которая, безусловно, принималась бы Баку и Ереваном. Лично у меня нет ощущения, что у Парижа есть такие универсальные рецепты. Так что, как говорится, будем смотреть, но избыточных ожиданий, как мне кажется, нужно избегать или, по крайней мере, стараться соотнести их с реальными возможностями сторон, а они на данный момент не слишком велики.
Бэла Худякова (Лондон): Насколько успешной стала миссия Казахстана в отношении урегулирования нагорно-карабахского конфликта, если подводить итоги визита Каната Саудабаева по странам Южного Кавказа?
Алексей Власов: Мне кажется, пока преждевременно подводить итоги этой миротворческой миссии. Со стороны Астаны это была своего рода разведка боем, попытка понять, какова реальная ситуация вокруг конфликта. С этой точки зрения, миссия Саудабаева свои задачи выполнила. Понятно, что Казахстан будет делать ставку на развитие различных форм общественного диалога, например, расширение контактной зоны между армянской и азербайджанской общинами. Но следует понимать, что это достаточно длительный процесс, который займет не один месяц и в рамках председательства Казахстана можно будет только наметить основные черты этой новой конструкции. Но трудно предположить, что она будет оформлена в виде каких-то конкретных договоренностей или документов.
Данияр (Москва): На некоторых российских сайтах было опубликовано письмо посла Республики Азербайджан в РФ Полада Бюль-бюль оглы, в котором приводился ответ Министерства образования Азербайджана на доклад российских историков по содержанию школьных учебников по истории в странах СНГ. Что вы думаете об этой полемике? Насколько она уместна и целесообразна?
Алексей Власов: Успех или неудача авторских изысканий целиком зависит от того, насколько им удается сохранить достаточно высокий уровень профессионализма в подходах к анализу и оценке исторических событий, прежде всего, применительно к истории XX столетия. Ведь очень легко по столь "горячим" сюжетам скатиться на спекулятивные рассуждения, чрезмерную политизированность. Поэтому переходить к обсуждению подобных тем в "открытом доступе" нужно только тогда, когда обе стороны обладают достаточной компетентностью и взвешенностью подходов. В данном случае это условие выполнено. Но, в принципе, я считаю, что более эффективный вариант обмена мнениями, это создание постоянно действующих диалоговых площадок между историками-профессионалами.