Вестник Кавказа

Азербайджан ищет новых союзников

Станислав Притчин специально для ВК
Геополитическая ситуация на Южном Кавказе в последнее время заставляет Азербайджан пересматривать свои внешнеполитические и экспортные приоритеты. У Москвы в этих условиях есть все шансы закрепиться в качестве одного из стратегических партнеров Баку.

Последствия «футбольной дипломатии»

Изменение сложившегося баланса сил вокруг нагорно-карабахского конфликта началось с «футбольной дипломатии» между Турцией и Арменией. Присутствие стран, не имеющих дипломатические отношений, в одной группе отборочного турнира на Чемпионат мира в ЮАР позволило руководителям начать неформальные, но открытые переговоры о нормализации отношений. Турецко-армянский диалог, основной целью которого было открытие границы, вызвал серьезное непонимание в Баку. Дело в том, что эта самая граница была закрыта Турцией в знак поддержки Азербайджана в ходе кровопролитного конфликта с Арменией в начале 1990-х. Поэтому планы Анкары по нормализации отношений с Ереваном вызвали резко негативную реакцию общественности и политических кругов Азербайджана. Визит турецкого премьер-министра Реджепа Эрдогана в Баку в мае прошлого года несколько разрядил ситуацию. После переговоров с азербайджанским руководством Анкара попыталась включить вопрос освобождения оккупированных азербайджанских областей в договор об открытии границы с Арменией. Но после нескольких безуспешных попыток посреднической миссии Турция осознала сложность нагорно-карабахской проблемы. 10 октября 2009 года в Швейцарии были подписаны турецко-армянские протоколы о нормализации отношений уже безо всяких упоминаний главной для Баку проблемы. Правда, для того, чтобы они вступили в силу, необходима их ратификация в национальных парламентах. Этот процесс уже несколько месяцев не двигается с места.

По мнению директора международных программ Дипломатической академии Азербайджана Фариза Исмаилзаде, «в последнее время заметно торможение процесса нормализации турецко-армянских отношений. Во многом это связано с пересмотром Анкарой своей позиции по вопросу открытия границы. Экономические дивиденды от этого никогда не смогут компенсировать для Турции ухудшение отношений с Азербайджаном, который занял предельно жесткую позицию».

Попытки Турции продвигать процесс нормализаций отношений с Арменией и параллельно решить вопрос разрешения нагорно-карабахского конфликта ни к чему не привели. Хотя вначале казалось, что Россия и Турция, выступая синхронно в качестве посредников, сумеют сдвинуть решение вопроса, замороженного больше 15 лет. Показательными в этом вопросе стали итоги визита Эрдогана в Москву в середине января этого года. Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам переговоров отметил, что Россия выступает за разделение вопросов нормализации армяно-турецких отношений и разрешения нагорно-карабахского конфликта. По мнению российского премьера, «каждую из этих проблем и в отдельности решить очень сложно. А если мы еще все в одну кучу свалим, то тогда перспектива решения будет автоматически отодвинута на очень дальнюю перспективу. Но мы всячески будем способствовать решению как одной, так и другой проблемы». Между тем политолог, заместитель главного редактора «Новости-Азербайджан» Ильгар Велизаде считает, что даже если процесс нормализации турецко-армянских отношений в конечном счете будет остановлен, прежнего доверия между Баку и Анкарой уже не будет.

Туманный Набукко

Еще одной непростой для Баку темой остается ситуация на газовом европейском рынке и ход азербайджано-турецких переговоров по вопросу сотрудничества в этой сфере. Директор Центра нефтяных исследований Ильхам Шабанов отмечает, что все основные покупатели азербайджанского газа - Турция, Грузия, Греция - на фоне финансового кризиса заметно снизили потребление топлива в 2009 году, и скорее всего, не смогут в ближайшее время выйти на докризисный уровень. «Так, если посмотреть на прогнозы от 2005 года, планировалось, что ЕС в 2010 году импортирует до 600 млрд кубометров газа, в то время как реально в 2009 году было использовано всего 503 млрд кубометров. Восстановление рынка ожидается лишь к 2015-2016 годам. То есть потенциальные партнеры Азербайджана не готовы брать на себя обязательства по покупке газа, это в свою очередь заставляет Баку пересматривать планы реализации второй стадии месторождения Шах-Дениз», - считает эксперт.

В то же время, с апреля 2008 года Азербайджан не может договориться по газовому вопросу с Турцией, своим ближайшим союзником. Так, Анкара до сих пор покупает азербайджанский газ по цене 140 дол. за тыс. кубов. Кроме того, нет четких обязательств по объемам сырья, которые Турция гарантированно готова покупать в среднесрочной перспективе. Также до сих пор нет согласия по вопросу транзита азербайджанского газа в ЕС.

Трудности в переговорах с Турцией и пассивность в этом вопросе заинтересованных западных стран снижает для Азербайджана привлекательность «Набукко» и других трубопроводных проектов, направленных на европейские рынки через Турцию. Таким образом, последние изменения показали, что серьезная зависимость Азербайджана от западного и турецкого направления во внешней политике и экспорте начинает тормозить развитие республики.

Глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу считает, что «если раньше Азербайджан стремился строить газопроводы в обход России и Ирана, то теперь ситуация изменилась и Баку готов участвовать проекте, который будет обходить уже саму Турцию». В свою очередь Ильгар Велизаде отмечает, что «сегодня Азербайджан четко осознал, что вынужден строить сбалансированную внешнюю политику без доминирования одного из направлений».

Россия в новых условиях стала одним из важнейших направлений диверсификации политических и экономических рисков. Руководство Азербайджана заявляет, что готово продавать России столько газа, сколько та купит. Мощность существующего газопровода в северном направлении составляет 6-7 млрд кубометров газа. Таким образом, республика готова продавать России до трети всех экспортных объемов газа. О том, насколько Азербайджан готов идти навстречу России, свидетельствует заявление главы общественно-политического отдела президентской администрации президента Азербайджана Али Гасанова, который сказал, что если бы членство в ОДКБ гарантировало возвращение азербайджанских территорий, то республика давно бы вступила в эту организацию. В то же время политолог Ровшан Ибрагимов говорит, что Азербайджану и России еще многое предстоит сделать, чтобы восстановить взаимное доверие. «Если быть откровенными, то Баку не считает, что Москва действительно заняла окончательно равноудаленную позицию по нагорно-карабахской проблеме. Сегодня мяч на стороне России и именно от нее и ее активности многое зависит как в регионе, так и в двусторонних отношениях с Азербайджаном», - считает эксперт.
27195 просмотров
* - запрещенная в России террористическая группировка

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.