Сегодня глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос начинает турне по странам Южного Кавказа в качестве представителя страны-председателя Евросоюза. За несколько дней широкая делегация из Европы намерена последовательно посетить Ереван, Баку и Тбилиси. В центре внимания окажутся региональные проблемы, неурегулированные конфликты и потенциал интеграции Южного Кавказа в европейское пространство.
Для страны, принимающей председательство в Евросоюзе, стало хорошей традицией отмечаться в странах Южного Кавказа. И пусть эти визиты порой преследуют ознакомительные цели и несут по большей части представительские функции, тем не менее в столицах южнокавказских государств гостей из Брюсселя ожидают с почтительным нетерпением. Всегда приятно принимать гостей у себя в доме, использовать прямое общение на своем поле как возможность донести до высоких чиновников ЕС свои проблемы, узнать настроения брюссельских кабинетов.
Испания получила председательство в интересный момент реконструкции европейского чиновничьего аппарата после принятия Лиссабонского договора. Учреждение поста президента ЕС и верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности (читай глава МИД ЕС) переформатировало систему принятия решений в альянсе 27 стран и видоизменило исполнение внешнеполитических функций. К примеру, в отсутствие в составе делегации главного внешнеполитического представителя Кэтрин Эштон и придания практического веса главу МИД Испании наделили также полномочиями верховного представителя ЕС по иностранным делам.
Турне стартует с Еревана. В Армении Моратиносу предстоит углубиться сразу в две очень сложные конфликтные темы – армяно-турецкое сближение и армяно-азербайджанское противостояние из-за Нагорного Карабаха. Без увязки говорить об этих вопросах вряд ли получится. В ЕС отлично информированы о турецком видении процесса восстановления отношений с Арменией и обязательной увязке со сдвигами в карабахском процессе. В Ереване европейцы попытаются прояснить позиции официального руководства страны относительно дальнейших шагов по ратификации подписанных с Анкарой протоколов. То, что ситуация больше похожа на тупиковую, а дальнейший процесс сближения - под угрозой срыва уже мало у кого вызывает удивление. Открыто об этом говорят и сами руководители Армении и Турции. Вряд ли Моратинос сможет как-то интенсифицировать процесс или хотя бы смягчить острые углы с учетом того, что будущее протоколов во многом будет определять голосование в Конгрессе США 4 марта по резолюции о признании геноцида армян в Османской Турции в 1915 году.
Безусловно, делегация ЕС попытается акцентировать внимание на региональной интеграции и перспективах будущей ассоциации стран Южного Кавказа с Евросоюзом. Под последним подразумевается доведение статуса Грузии, Армении и Азербайджана до уровня формального членства в ЕС, но без права голоса в структурах организации. Наиболее рьяно за эту идею ратуют в Грузии, которая у ЕС на особом счету. В Тбилиси разговор затронет ситуацию в регионе Южной Осетии и Абхазии. Европу серьезно беспокоит отсутствие ее представителей в этих республиках, независимость которых признана Россией. Моратинос как представитель Испании, страдающей от баскского сепаратистского движения с террористическим уклоном, достаточно определенно подчеркивал неприемлемость признания для ЕС отколовшихся от Грузии образований и выказывал поддержку территориальной целостности грузинского и азербайджанского государств.
Возвращаясь к экономике необходимо отметить интерес ЕС и Испании как текущего председателя к энергопроектам, имеющим место в регионе. Выступая накануне на заседании Каспийско-Европейского интеграционного делового клуба (CEIBC) глава делегации Европейского союза в Азербайджане Роланд Кобиа заявил, что серьезно активизирован политический диалог с Баку по вопросу его вовлечения в проект Южного коридора, а именно создания газопроводов «Набукко» и ITGI (Турция-Греция-Италия). По его словам, новому веку нужен свой "контракт века", связанный теперь уже с газом. "Уверен, таким контрактом завершатся наши переговоры с Азербайджаном по его участию в проекте южного коридора. В этом заинтересованы мы как потребители, и Азербайджан как поставщик. Оба проекта Южного коридора абсолютно коммерческие, но имеют сильную политическую и финансовую поддержку",- отметил Роланд Кобиа.
Продолжая тему, глава делегации ЕС отмел сомнения в успешности развития проекта «Набукко» проблем с финансированием. "Проблем с проектом «Набукко» нет. Как и все проекты газовых трубопроводов, это сложный проект, так как предусматривает множество километров труб, есть много вопросов, которые необходимо решить - технические, юридические вопросы, иногда политические. Это нормально. До настоящего момента я не видел, чтобы какая-то из компаний сказала, что не может выделить деньги из-за финансового и экономического кризиса. Международные финансовые институты также стоят за проектом", - добавил Кобиа.
Что же касается проекта ITGI, то в ЕС надеются, что итоговое решение будет достигнуто уже в этом году.
Ассоциация с ЕС, предложенная странам Южного Кавказа, очень тесно переплетается с энергетическими проектами. Желание Европы дотянуться до кладовых прикаспийского региона преломляется через необходимость поиска решений конфликтов. В этом во многом и ключ к их решению.
ЕС на Южном Кавказе ищет трубы и конфликты
Евгений Кришталёв

28415 просмотров
* - запрещенная в России террористическая группировка