Саммит "Большой двадцатки", закончившийся в Брисбене накануне, запомнился своей ярко политической тональностью, несмотря на то, что сама G20 является экономическим объединением. В центре внимания мировых СМИ оказались встречи президента России Владимира Путина с западными лидерами в различных форматах. При этом из уст руководителей европейских стран в эти выходные прозвучало необычно много призывов о налаживании диалога с РФ. Об этом говорили, в частности, канцлер и глава МИД Германии Ангела Меркель и Франк-Вальтер Штайнмайер, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд и президент Франции Франсуа Олланд. Сам Владимир Путин оценил атмосферу саммита как благожелательную.
Как отметили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" сенатор Игорь Морозов, политологи Андрей Суздальцев и Алексей Мухин и дипломат Андрей Бакланов, Европа на саммите G20 продемонстрировала свое желание завершить начавшийся из-за кризиса на Украине разлад с Россией.
Так, член Комитета по международным делам Совета Федерации Игорь Морозов подчеркнул, что ЕС не смог урегулировать украинский кризис в одиночку, и потому теперь ищет кооперации с Россией в этом вопросе. "И Ягланд, и Меркель сказали о том, что одна из главных задач Запада – продолжить диалог с Россией, так как в нынешних условиях невозможно решить вопрос по Украине. Без общения и поиска точек соприкосновения с РФ остановить гражданскую войну на востоке страны ЕС не удастся. В этой связи мне кажется, что успех президента России на G20 заключался в том, что ему удалось переговорить со всеми ключевыми игроками европейской политики – и везде была возможность донести российскую позицию по выходу из этой ситуации. Если оставить за скобками официальное коммюнике, то президент России достаточно успешно выступил на этом международном форуме", - заявил сенатор.
Замдекана факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев обратил внимание на то, что сам по себе диалог, имевший место на саммите G20 – уже успех. "Диалог – это надежда, что мы не сорвемся в дальнейшую эскалацию всевозможных угроз и санкций. В настоящее время никаких новых санкций нет, хотя российское руководство на саммите и подвергалось изощренной тактике давления. Заметьте, первым Путина принял премьер-министр Австралии, который попытался его оскорбить, премьер-министр Великобритании угрожал санкциями, формату диалога следовала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Сложилось впечатление, что все это было организовано неким кукловодом, каждому был поручен свой участок работы с президентом России", - изложил свое видение прошедшего саммита Суздальцев.
Также он оценил события выходных в Брисбене как "дипломатический бой". "При этом ни одна из сторон не получила преимущества в этом бою, что, в принципе, тоже неплохо, потому что Москва все-таки рассчитывает не на победы в битвах, а на прямой диалог, через который мы можем выйти на конкретные договоренности. Надо учитывать, что интерес к России растет, и этот интерес связан с тем, что мир столкнулся с массой проблем, которые без РФ не решить. В качестве примера можно привести "Исламское государство", иранскую повестку дня, войну в Сирии. Эти вопросы по-прежнему остаются подвешенными и не сдвигаются с места без участия России. Но чтобы привлечь РФ к их решению, необходимо выйти с ней на полноценный диалог. Отсюда и заявления европейских лидеров", - считает Андрей Суздальцев.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что G20, прежде всего экономическая площадка, превратилась в политический форум под воздействием США. "Конечно, этот саммит проходил в обстановке дискомфорта для России благодаря усилиям США. В этой связи заявление Ангелы Меркель довольно характерное, потому что европейцы, европейские страны, судя по всему, начинают понимать, в какую авантюру в экономическом смысле их втравливают Штаты, и под давлением общественного мнения начинают разворачиваться лицом к России. Так что с точки зрения сигналов, саммит прошел неплохо. Что касается того, что США удалось создать дискомфорт для Владимира Путина, это, скажем так, на совести Барака Обамы, и скорее всего выйдет ему и его союзникам боком", - заявил Мухин.
Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, посол Андрей Бакланов, в свою очередь, выразил уверенность в том, что авторы разлада в отношениях России и Запада извлекут уроки из того, что произошло. "По этой причине мы уверены, что нынешний период имеет временный характер, и не собираемся корректировать нашу линию, потому что она основывается на объективном восприятии и учитывает интересы народа. Также мы неоднократно подчеркивали, что Россия заинтересована в участии в G20 и ранее в G8 не более, чем другие страны. Если формат призван быть работающим и содействовать решению проблем, то именно коллективной работой в нем и надо заниматься, иначе такие форматы рассыпаются и теряют авторитет. По-видимому, развитие событий подведет всех участников, включая западные страны, к более ясному, четкому представлению, к пониманию тех принципов, из которых мы исходим. Судя по всему, пока такой момент истины не наступил, поэтому можно констатировать лишь частичное удовлетворение итогами саммита", - поведал Андрей Бакланов.