Доработанная Газовая директива Евросоюза сегодня вступила в силу. Это подтвердила официальный представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен.
"Запущена процедура адаптации национальных законодательств государств ЕС", - цитирует ее ТАСС.
Итконен отметила, что эта процедура "продлится в течение девяти месяцев". При этом она отказалась отвечать на уточняющие вопросы по аспектам применения нового документа, в том числе к газопроводу "Северный поток-2". Официальный представитель Еврокомиссии заявила, что воздержится от юридических комментариев в день вступления документа в силу.
Напомним, доработанная директива распространяет энергонормы ЕС на морские газопроводы из третьих стран в государства Евросоюза, проходящие за пределами их территории. Согласно нормам Третьего энергопакета ЕС, оператором "Северного потока-2" должна быть независимая от "Газпрома" компания, а 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано под прокачку газа от независимых поставщиков.
Как отмечал ранее в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в обновленном виде Газовая директива ЕС является де-факто санкциями против "Северного потока-2". "Официально Евросоюз не хочет принимать санкции, чтобы не получить негативной реакции "Газпрома", поэтому в Брюсселе нашли выход в принятии антимонопольного законодательства, ограничивающего именно "Северный поток-2". Теперь "Газпрому" придется последний участок, который выходит на берег Германии, выделять в отдельный проект и передавать в управление независимому оператору. Также возникнет проблема с загрузкой газопровода на полную мощность, так как Газовая директива требует, чтобы 50% мощности оставалось за альтернативным поставщиком", - пояснял он.
"Со своей стороны, "Газпром" будет доказывать, что в море, где начинается европейская часть трубы, нет ни одного альтернативного поставщика или СПГ-завода, то есть конкуренция как таковая попросту невозможна. В связи с этим обновленные нормы "Третьего энергопакета" неприменимы и для "Северного потока-2", из них необходимо сделать исключение. По сути, мы видим повторение истории газопровода OPAL, на котором тоже не было никакой конкуренции, но ему долго не давали исключение из "Третьего энергопакета", хотя никто, кроме "Газпрома", не мог поставлять по нему газ хотя бы в теории. Думаю, ЕС преследует этим документом цель заставить "Газпром" не загружать "Северный поток-2" на протяжении какого-то периода", - подчеркивал Игорь Юшков.
В свою очередь, старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин сомневался во влиянии новой Газовой директивы на российские газопроводные проекты в Европе. "Все будет зависеть от того, как конкретно будет применяться механизм одобрения тех или иных новых проектов и потоков по уже существующим трубопроводам. Отдельные планы "Газпрома" могут быть в той или иной степени затруднены в части реализации как следствие директивы – но на практике решать будет позиция влиятельных членов Евросоюза, лоббирующих согласование или несогласование проектов. Пока не очевидно, что эти сложности смогут заблокировать "Северный поток-2", с воспрепятствованием которому эта директива ассоциируется в первую очередь", - указывал он.
"Поправки в "Третий энергопакет" создают больше возможностей для недовольных противодействовать реализации российских проектов, это точно. Теперь, если какие-либо страны ЕС будут считать, что тот или иной проект угрожает их безопасности или дает "Газпрому" слишком сильную переговорную позицию, у них будет больше возможностей такой проект заблокировать – но как конкретно будет действовать новая директива, пока неясно. Для "Северного потока-2" основной риск заключается в том, что он может оказаться недозагруженным, и его нужно будет обходить через консенсус, который позволит "Газпрому" использовать на 100% эти мощности", - заключал Алексей Кокин.