На следующей неделе в Женеве состоится встреча "шестёрки" посредников с иранской делегацией, на которой будут обсуждаться возможные уступки Ирана в области ядерной программы, призванные смягчить санкции против страны со стороны Запада. На днях в качестве одной из таких уступок иранский спикер Али Лариджани назвал готовность "поделиться" излишками обогащённого до 20% урана. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, политолог Владимир Сажин рассказал "Вестнику Кавказа", на какие ещё уступки может пойти Иран в ближайшее время.
"Мне кажется, что первое, на что может пойти Иран, - это прекращение обогащения урана до 20%, чего хватит для долгой работы реактора. Необходимость его существования иранцы объясняют тем, что им нужно делать топливные элементы для тегеранского исследовательского реактора, который работает на 20%-м уране", - отметил эксперт.
Сажин напомнил, что реактор был построен американцами в 1968 году, и тогда работал на оружейном 905-м уране. Уже при новой власти Аргентина модернизировала его, после чего он стал работать на 20%-м уране. На сегодняшний день он уже не может функционировать в полную мощность, поскольку сроки его действия заканчиваются. "Сейчас стоит вопрос о заглушке старого и строительстве нового реактора. Ранее МАГАТЭ и страны, способные строить такие реакторы, предлагали Ирану сделать это, но сейчас это невозможно из-за действующих санкций", - сообщил политолог.
По его мнению, следующим шагом может стать закрытие, или, во всяком случае, замораживание работ на заводе Фордо, а также предоставление инспекторам МАГАТЭ возможности работать на военной базе Парчин, где, по данным западных разведок, велись в своё время работы по экспериментам в области подрыва. "Пока я думаю, что это то, на что в ближайшее время могут пойти иранцы, ведь прекращать работы в ядерной сфере они не собираются. Я считаю, что на сегодняшний день главная задача всего переговорного процесса - это поставить иранскую программу в рамки требований МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН", - заключил Сажин.