Скандал, свидетельствующий об усилении разлада между президентом и правительством Грузии, разразился на выходных вокруг опубликования секретных документов по тратам экс-президента Михаила Саакашвили из фонда Специальной службы госохраны. Как подчеркнул президент Георгий Маргвелашвили, независимо от содержания документов и их пользы для усиления уголовного преследования Саакашвили, по закону запрещено публиковать любые данные, имеющие статус государственной тайны.
Генпрокуратура уже не раз обращалась к президенту с просьбой снять гриф "секретно" с документов, позволяющих открыть против Саакашвили третье уголовное дело, однако Маргвелашвили неизменно отказывал, ссылаясь на букву закона. В результате на выходных Генпрокуратура пошла на такой шаг, как публикация переписки с Администрацией президента. После того, как уговоры раскрыть информацию о тратах Саакашвили стали достоянием общественности, президент был вынужден рассекретить данные, однако заявил о нарушении закона.
"Высказываем тревогу по поводу того, что прокуратура в нарушение закона Грузии о государственной тайне обнародовала секретную переписку между Главной прокуратурой и Администрацией президента. Согласно закону о государственной тайне, контроль за результатами, обнародованными прессой и другими средствами массовой информации, осуществляет МВД. Соответственно, обращаюсь к МВД Грузии обеспечить выполнение приведенного выше обязательства. Здесь же отметим, что согласно этому же закону, должностному лицу и публичному служащему, нарушившему обязательства хранения гостайны, придется нести ответственность. В заключение, извещаем, что с отмеченной документации прокуратура сняла гриф "секретно"", - сказано в заявлении Администрации президента.
Президент также прокомментировал случившееся. "Если вопрос не содержит тайны, гриф "секретно" не должен применяться, если содержит - мы не должны говорить об этом с масс-медиа. Это закон, страна опирается на законы и функционирует на их основе. Законы должны соблюдаться всеми – это и называется верховенством закона", - подчеркнул Маргвелашвили.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог Георгий Нодия, "тут главное не чисто юридические аспекты, а сам факт того, что эти вопросы стали предметом публичного противостояния, нескольких публичных заявлений между президентом и ведомствами премьер-министра, или остальной частью исполнительной власти". "Мы и до этого знали, что определенная ссора произошла между Иванишвили и Маргвелашвили. И вследствие этого Маргвелашвили как бы отодвинули в сторону, и он как бы изолирован в руководящей команде "Грузинской мечты". Но он сам, по крайней мере, старался максимально смягчить эту ситуацию и избегал прямого публичного противостояния. Это первый случай, когда мы такое наблюдаем. Рассекречивание в данном случае явилось поводом для появления такого противостояния. То есть уже можно сказать, что Маргвелашвили трудно считать членом команды "Грузинской мечты", единомышленником", - считает эксперт.
"Но это еще не означает, что Маргвелашвили стал независимым политическим центром. Для этого у него не хватает политических амбиций, решительности, смелости, воли, не знаю, чего. Но во всяком случае пока слишком далеко идущие выводы в целом для политической ситуации в Грузии сделать трудно. Хотя практически объективно созданы этим самым основания, предпосылки для того, чтобы Маргвелашвили, если он захочет, может стать независимым политическим центром, поскольку позиция президента достаточно важна и независима для того, чтобы такой политический центр можно было создать", - добавил Георгий Нодия.
При этом, по мнению политолога Александра Рондели, эта проблема чрезмерно раздута СМИ, однако и он согласен с тем, что истинной подоплекой дела является конфликт между президентом и премьером. "Между ними есть некое размежевание сил, но это, я думаю, из пальца высосанный инцидент, ничего там такого особенного нет и у нас, почему-то медиа очень сильно этим занимается. Я вот сегодня утром радио слушал, и минут 10 об этом говорило радио, что сказала прокуратура, что сказал президент. Я думаю, это из пальца высасывают, но это на фоне того, что, безусловно, исполнительная власть и президент не в одном хоре поют, это точно", - считает он.
"Я думаю, что медиа просто решили, что сейчас немного скучно в Грузии стало, у нас обычно больше шума бывает, а сейчас как-то тихо... Неужели проблем в Грузии больше нет, чем эта?! Многие уже даже удивлены, почему столько времени уделяется этому", - отметил эксперт.