Россия и Турция подписали совместное заявление о взаимном снятии ограничений в торговле.
Свои подписи под документом поставили вице-премьеры двух стран - Аркадий Дворкович и Мехмет Шимшек. На церемонии также присутствовали главы правительств РФ и Турции Дмитрий Медведев и Бинали Йылдырым, передает РИА Новости.
Глава пресс-службы Россельхознадзора Юлия Мелано в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" сообщила, что три дня назад завершилась ведомственная инспекция турецких плодоовощных предприятий. "В настоящее время мы подводим итоги этой инспекции, сроки завершения пока не определены – это кропотливая и длительная работа, но сразу же после этого будут приняты решения в отношении возобновления поставок некоторых видов продукции с территории Турции. Здесь стоит понимать, что Россельхознадзор проводил инспекцию на предмет соответствия санитарным требованиям РФ только той продукции, которую запретило само ведомства, в частности, тыква, салат-латук и кабачки, а к такой продукции, как томаты, имеющие политический запрет на уровне руководства страны, данная инспекция не имеет отношения", - рассказала она.
Эксперты восприняли заявление правительств позитивно. Доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий TOBB (Анкара) Тогрул Исмаил подчеркнул, что снятие всех санкций – это важный шаг для дальнейшего развития двусторонних экономических отношений. "Обе стороны к этому стремились, политическая воля руководства обеих стран достигла в этом взаимопонимания. Уже сейчас есть возможность полностью восстановить наши экономические связи до предкризисного уровня и достичь еще большего. При этом надо учитывать экономический кризис и в мире в целом, и в наших странах. Возвращаться к былым позициям будет нелегко, но потенциал для этого у нас есть. Если все вопросы, связанные с торговыми ограничениями, разрешатся в кратчайшее время, это очень поможет нашим связям", - заявил он.
Тогрул Исмаил напомнил, что Турция придает огромное значение своему экономическому развитию, и Россия в нем занимает важное место и как ближайший сосед с большим экономическим потенциалом, и как хороший рынок для турецких товаров, и как надежный партнер. "У нас есть позитивный опыт сотрудничества в энергетической сфере, а в дальнейшем, по мере возможностей, будут развиваться наши экономические отношения и в неэнергетическом секторе. Россия и Турция немало инвестировали друг в друга, и чем больше мы будем развивать наши рыночные отношения, тем более важными они будут. Россия – это серьезный партнер, который необходим Турции не только в экономическом смысле, и укрепление экономических контактов позволить сделать более прочными и политические, и, самое главное, социокультурные связи между странами. Это, в свою очередь, поможет глубже понять интересы друг друга и добиться мира, процветания и экономической стабильности во всем регионе", - заключил доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий TOBB (Анкара).
Напомним, что сегодня в Стамбуле проходит саммит Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). На его полях состоялась встреча Дмитрия Медведева и Бинали Йлдырыма. Также в рамках поездки глава российского правительства проведет встречу президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, локомотивом в российско-турецких отношениях служат вопросы политики, а экономическое сотрудничество базируется уже на этой основе. "А с точки зрения политики мы имеем солидный задел, об этом говорит встреча президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи, которая поставила точку в вопросе военного конфликта, который возник на фоне инцидента с российским Су-24М", - пояснил эксперт.
Таким образом, по его словам, необходимо говорить о долгосрочном и многовекторном экономическом сотрудничестве с точки зрения достигнутых военно-стратегических договоренностей. "Это очень важный момент. Мы помним, что в Сирии вопрос Алеппо был решен совместными усилиями, нам удалось снять осаду Алеппо и решить проблему путем переселения боевиков и их семей в провинцию Идлиб вместе с Турцией, то есть совместными усилиями. Важна и войсковая операция "Щит Евфрата", которую проводила Анкара, потому что, естественно, она проводилась по согласованию с Россией. Имея за плечами такой солидный задел, мы можем более-менее быть спокойны за то, что за решением экономических проблем или вопросов дело не станет", - указал руководитель политического направления Центра изучения современной Турции.
Мавашев обратил внимание на тот факт, что документ был подписан именно на саммите ОЧЭС. "Неслучайно именно ОЧЭС был выбран как институт регионального взаимодействия. Весьма символично, что все барьеры и ограничения были сняты именно на саммите ОЧЭС, потому что эта организация полезна как демонстрация, что Россия и Турция не намерены пускать в регион Черного моря чужаков, то есть те страны, которые никак не граничат и никак не находятся в черноморском регионе. Осознание того, что мы являемся частью одного региона, мы договариваемся о двустороннем сотрудничестве и подписываем документ о снятии всех взаимных ограничений – это важный сигнал для стран Запада и вообще для других глобальных проектов, которые никак не учитывают наши интересы - интересы России и Турции. И Москва и Анкара это понимают - как члены ОЧЭС в том числе. Двусторонние отношения между Россией и Турцией связаны с тем, что происходит в регионе Черного моря, и наоборот", - отметил политолог.
По его словам, основные риски для отношений России и Турции лежат в политической, а не в экономической плоскости. "Потому что любые экономические проблемы можно уточнить. "Турецкий поток", АЭС "Аккую" - это моменты при политике, и если в политическом измерении все нормально, то экономические вопросы легко уточняются. Главное, есть видение того, что мы находимся в одной лодке. ОЧЭС – это условно одна лодка, в которой Россия и Турция еще раз подтвердили намерения сотрудничать, причем сотрудничать быстро: темпы разморозки достаточно высоки, а некоторые задержки могут связаны с объективными причинами, в частности, например, конституционной реформой в Турции", - поведал эксперт.
Политолог заявил о важности не только хорошо отлаженных официальных, но и общественных каналов, к числу которых, например, относится Форум общественности при Совете сотрудничества высшего уровня. "Потому что можно обсудить любые политические моменты, но если на общественном уровне, например, не будут учитываться российские интересы, интересы российских граждан, то все наше сотрудничество будет как бы на пустой земле", - предупредил он.
Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции добавил, что на Ближнем Востоке сейчас действуют, условно говоря, три лидера, чей потенциал более-менее сопоставим, – это Турция, Израиль и Иран. "Характерно, что сейчас многие процессы смещаются именно от Европы на Ближний Восток. В науке распространена мысль о том, что будущее за потенциалом Ближнего Востока, потому что там очень много и человеческих ресурсов, и просто ресурсов, причем не только нефти. Поэтому Турция для нас важна как очень крупный региональный игрок, а отсутствие всяких санкций означает, что у нас будет больше элементов контроля за Турцией", - сказал эксперт.
Тем не менее, он призвал не забывать, что аналогичные рычаги будут и у Турции. "Мы должны быть готовы к тому, чтобы взаимодействовать честно и качественно, не забрасывать политические вопросы в надежде, что экономика спасет положение. Если в дальнейшем это не будет повторяться, и мы не будем забывать о политических разногласиях, а будем их решать, честно в них признаваться друг другу, - то это будет залогом для того, чтобы мы постепенно нормально выстраивали наше сотрудничество", - заключил Юрий Мавашев.