Изначально Красная Армия, потом Советская Армия, а сегодня и Российская Армия строилась как многонациональная, и именно это помогло СССР одержать победу над гитлеровской Германией, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" научный директор Российского военно-исторического общества, профессор МГИМО (У) МИД РФ Михаил Мягков на полях круглого стола "Великая война: почему Запад забыл, что его спас советский солдат?".
"В России, в Советском Союзе, а потом в Российской Федерации проживали и проживают представители тысячи народов, и наша армия немыслима без этого многонационального начала", - поведал он.
Научный директор РВИО напомнил, что среди Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в Великую Отечественную войну, то есть среди более 11 тыс человек, были представители практически всех больших наций и народностей Советского Союза: русские, украинцы, белорусы, евреи, татары, а также многие представители северо-кавказских народов.
"Все они воевали в одной большой армии за одну большую великую страну. Да, конечно, была у них своя малая родина, у них была семья, свой родимый дом, который они шли защищать в годы Великой Отечественной войны. Но, сражаясь в Брестской крепости, обороняя Минск и Киев, а потом защищая Москву и Ленинград, они понимали, что если немцы возьмут эти центры нашего государства, то их малой родины тоже не станет. То есть, малая родина и большая страна объединялись у них в единое целое. И они, конечно, не отделяли свое личное "я", свою нацию, свою национальность от большого государства", - пояснил историк.
По словам Мягкова, символы и идеология советского государства изначально были понятны и близки многим людям. "Когда строилось советское государство – а оно создавалось на новой основе, на базе социальной справедливости – они воспринимали эти символы как родные для себя. Более того, когда они освобождали Европу, они гордились тем, что они – представители советской нации. Понятие советского народа не было пустым звуком, действительно сложилась большая общность. В этой большой многонациональной семье было, например, около 20% межнациональных браков. Люди верили, что они вместе защищают общее единое целое, и русский здесь - брат украинцу, еврею, татарину, и все мы – братья, и все мы – члены одной большой семьи", - подчеркнул он.
Именно это, указал профессор, и позволило нашей стране сохранить единство в сложных условиях и в итоге выиграть войну. "Гитлер рассчитывал, что, когда он ударит, когда наша армия будет уничтожена в приграничных сражениях, страна начнет распадаться. Не только рухнет центральная власть, но и национальности будут воевать друг с другом. Поэтому немцы пробовали создать легионы из различных национальностей, но эти попытки сорвались, они были минимальными в масштабах нашей страны. Немцам не удалось осуществить эту политику, и, на самом деле, это был первый их шаг к поражению", - пояснил Мягков.
Что касается стран СНГ, то ситуация в них разнится. "Например, в Белоруссии слова Великая Отечественная война, Победа фактически значат то же самое, что и для современных россиян. Там День Независимости - это 3 июля 1944 года, когда Минск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Можно даже говорит о некоем культе партизанского движения. Сегодня с белорусскими историками мы пишем новый большой труд "Страна в огне", посвященный событиям Великой Отечественной войны. У нас налажены широкие культурные, научные и общественные связи", - рассказал научный директор РВИО.
Иное положение дел наблюдается на Украине. "Сначала проект "Страна в огне" был украинско-российско-белорусским, а сегодня Украина, по сути, откололась. У них сейчас новый культ – бандеровское движение. Украина была государственным формированием в рамках Советского Союза, которое воевало и против немцев, и против Красной Армии. Когда пришла Красная Армия, они начали воевать уже против советских войск. А сейчас они становятся героями. По сути дела, сегодня подчеркивается участие именно Украины во Второй мировой войне, не в Великой Отечественной, а именно во Второй мировой войне. Украина, как говорится в современных украинских учебниках, "внесла достойный вклад в победу антигитлеровской коалиции". Не Советский Союз, не украинцы – Герои Советского Союза, не 3,5 млн украинцев, которые погибли в Великой Отечественной войне, а именно Украина как отдельный какой-то член", - уточнил он.
"Еще хуже ситуация в Прибалтике, где сегодня открыто рекламируется эсэсовское движение. Определенные попытки героизации противников Советского Союза происходят в Молдавии и в ряде других стран", - добавил историк.
Мягков также связал процесс декоммунизации, который сегодня идет на Украине и в Польше, с дегероизацией Красной Армии. "Мы наблюдаем расчистку пространства для идеологии, враждебной современной России. То есть, убрав памятники советским воинам, они создают враждебную среду, которая уже не будет привязана к современной России, и, соответственно, возникает барьер для влияния России на современную Европу, препятствующий налаживанию культурных, общественных и экономических связей", - предупредил научный директор РВИО.
Кроме того, он рассказал о ситуации на Кавказе. "Мы тесно связаны с армянскими и азербайджанскими историками, пишем с ними различные проекты. Они часто приезжают в Москву, выступают на различных международных конференциях, например, "Мы победили вместе", которая устраивалась на Северном Кавказе. Это очень полезное дело, которое дает не только научный импульс к дальнейшему изучению участия армянского и азербайджанского народов в Великой Отечественной войне, но позволяет объединять их современных представителей в рамках единого общего пространства, которое когда-то называлось Советским Союзом. Они вспоминают старые связи, и появляется возможность говорить о том, что у нас есть перспектива жить в современном очень непростом мире. У нас была общая история, значит, возможно и общее будущее", - сообщил он.
Говоря о значении Георгиевской ленточки, профессор выразил мнение, что она является очень удачным символом, который был найден совсем недавно для обозначения памятных дат, связанных с военной историей, и, конечно же, с историей Великой Отечественной войны. "Георгиевская ленточка как никакая другая символизирует преемственность поколений. Этот Георгиевский символ появился во времена Екатерины II, в 1769 году. Были георгиевские награды, в годы Великой Отечественной войны существовал орден Славы, который тоже носил георгиевские символы. В современной России были возрождены георгиевские награды с таким же самыми символами. И вот объединение поколений царской и императорской России, Советского Союза и современной России в одно целое как раз и является очень хорошим знаком для того, чтобы почитать эту ленточку как символ Победы, символ победы добра над злом, символ героизма и жертвенности наших воинов", - заявил научный директор Российского военно-исторического общества.
Кроме того, он поделился своим мнением о том, насколько хорошо российская молодежь знает свою историю. "Мы делаем сейчас все возможное, в частности, Российское военно-историческое общество, чтобы она знала ее лучше. Мы участвовали в создании нового единого учебника, единой линейки учебников по истории России. Сейчас готовим новое пособие по военной истории Отечества, которое будет охватывать период с древнейших времен до наших дней. Также мы проводим и так называемые военно-исторические лагеря в различных регионах России, в частности, в Крыму, где дети и подростки не только отдыхают, но и занимаются военно-спортивной подготовкой. И самое главное – они учат историю, в частности, военную историю нашего Отечества на примерах героизма, на новых неизвестных фактах, например, узнавая, сколько у нас было Героев Советского Союза, сколько женщин-снайперов, кто лучший ас Второй мировой войны из советских летчиков, кто – главный подводник", - поведал историк.
По его словам, именно такие интересные факты дают возможность ощущать историю более живой, а не относиться к ней просто как к сухим фактам, которые надо запомнить и сдать ЕГЭ. "Она воспринимается у них как личностная история. Кроме того, они проходят различные военно-исторические маршруты, например, где во время Великой Отечественной войны было партизанское движение, где поставлен тот или иной памятник. Они участвуют в поисковом движении. Чем больше будет таких военно-исторических лагерей, тем больше у нас будет людей, которые очень хорошо помнят свою историю и всегда смогут отстоять собственное мнение на любой площадке, внутренней или международной", - резюмировал Михаил Мягков.