Вестник Кавказа

"Медведи" начали исход с нефтерынков?

В период со 2 февраля количество ставок на падение цен на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже сократилось на 131 617, то есть на 67%.

По данным Комиссии по фьючерсной торговле США (CFTC), это максимальное снижение за последние десять лет. Нечто подобное уже наблюдалось на рынке в сентябре 2009 года и декабре 2012 года, однако сейчас эти перемены происходят намного стремительнее, чем в двух предыдущих случаях.

За неделю, закончившуюся 22 марта, участниками торгов было свернуто 25 435 ставок на удешевление нефти, или 28%, что привело к снижению числа подобных контрактов до 64 431, что является девятимесячным минимумом.

При этом число ставок на повышение цен демонстрирует лишь минимальный рост. За этот же период времени их стало больше лишь на 5844, то есть всего на 2%, сообщает РБК.

Аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" согласился с тем фактом, что в настоящее время мы наблюдаем резкое сокращение числа тех, кто рассчитывает на снижение цен. "Сейчас по-прежнему действуют разнонаправленные факторы. С одной стороны, никуда не делось перепроизводство нефти, крупные складские запасы, товарные запасы. С другой стороны, ряд стран снизил добычу, в том числе и США, где количество буровых установок находится на минимальном уровне. Поэтому есть определенные ожидания, связанные с предстоящей встречей в Дохе ряда основных производителей, прежде всего стран ОПЕК и России", - сказал он.

"Сейчас рынок находится на перепутье. Я бы сказал, что следующим фактором, влияющим на динамику цен, будет успех или неуспех конференции. Но опять же не следует преувеличивать ее значение, поскольку в целом ситуация, похоже, все-таки стабилизировалась. Еще совсем недавно многие предсказывали, что возможно цена продолжит снижение до $20-25 за баррель. Сейчас эти прогнозы уже не выглядят убедительными. Большинство аналитиков считают, что цена сейчас относительно стабилизируется и постепенно может начать расти дальше", - добавил эксперт.

"Но многое будет зависеть от ряда факторов, которые не предсказуемы. Среди них - темпы роста спроса на нефть, фактор чрезмерных складских запасов, фактор увеличения добычи такими странами, как Иран и, возможно Ливия. Сейчас мы видим, что и Ирак хотел бы увеличить свою добычу. В частности об этом намечаются переговоры с ЛУКОЙЛом. И, в общем-то, главным, на мой взгляд, фактором, который внушает некоторый оптимизм, является снижение капиталовложений в мировую нефтяную промышленность в целом. У разных компаний по-разному, но капиталовложения падают. В том числе в России, если брать в долларах, они тоже снижаются. Восполнение запасов крупнейших западных мировых нефтяных компаний в прошлом году было порядка 75% при том, что нормой для стабильного развития является где-то больше 100%, 120% примерно, желательно и выше. Поэтому ухудшившееся финансовое положение основных производителей нефти, заморозка многих проектов - это создает питательную среду для роста в будущем цен на нефть", - считает Нестеров.

"Этому также способствует снижение добычи сланцевой нефти в США, которые мы сейчас наблюдаем. Число работающих буровых установок в США сейчас снизилось чуть ли не в 4 раза, более чем в 3 раза точно. И в общем-то ситуация у нефтедобытчиков американских на самом деле тяжелая. Их даже не спасают проверки, которые дают прирост добычи обычной нефти, например, в Мексиканском заливе. Поэтому снижение добычи в США, ухудшение состояния ресурсной базы, потенциально появляющаяся перспектива нехватки нефти серьезной через пару лет также создают предпосылку для стабилизации цены, а потом и для постепенного ее увеличения, как мне представляется", - предположил он.

Вместе с тем "в ближайшие дни или месяцы рынок будет в основном ориентироваться на конъюнктурные факторы: на какие-то слухи, разовые события, начиная со стихийных бедствий и заканчивая заявлениями крупнейших производителей нефти". "Ну, и главное - это, конечно, совещание в Дохе, которое будет иметь эффект давления на спекулянтов в смысле поддержки цены. Но этот эффект уже в общем-то, мне кажется, сработал в самом начале, когда только начались эти переговоры, эти заявления. Это немножко остудило горячие головы спекулянтов. Сейчас, поскольку о снижении добычи речь не идет, избыток предложения на рынке сохранится, и поэтому можно говорить пока только о стабилизации цены или, может быть, ее небольшом увеличении в обозримой перспективе", - дал свой прогноз эксперт.

Комментируя достаточно низкий прирост числа ставок на повышение, Нестеров объяснил это тем обстоятельством, что сейчас нет "факторов для резкого увеличения цены". "Основаниями для их повышения являются баланс на мировом нефтяном рынке, высокие темпы экономического роста и прочее. Это все сейчас отсутствует. К тому же имеются большие товарные запасы нефти в развивающихся странах на уровне около 3 млрд баррелей. Для того чтобы они рассосались, может уйти год и больше. Только после этого возобновится спрос, направленный на текущее потребление, на пополнение истощенных запасов. Сейчас же все переполнено. Из-за этого резкого роста не будет, поэтому и оптимистов немного. Сейчас все-таки сложилась такая ситуация, когда усилия всех производителей сконцентрированы на том, чтобы просто стабилизировать цены на интервале 35-45, в лучшем случае - довести до конца года 50. Но это в лучшем случае", - заключил Валерий Нестеров.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отметил, что "число тех, кто делает среднесрочную ставку на снижение цен в ближайшие несколько месяцев, действительно снижается, по крайней мере, с декабря-января, а, может, даже и с более раннего времени". "Это связано с пересечением многих факторов, среди которых ожидания возможной стабилизации добычи нефти со стороны ОПЕК и России, то есть ключевых стран экспортеров нефти. Переговоры начались в январе, а подготовка к ним велась еще в ноябре-декабре. Пока эти ожидания еще сохраняются, хотя по-прежнему никому до конца не ясно, какими будут результаты этих переговоров", - сказал он.

"Кроме того, сейчас наблюдается отсутствие ожиданий по притоку капитала с других финансовых рынков по причине сохранения текущих ставок ФРС и других центральных банков, что в целом делает более привлекательным рисковые активы. Разумеется, сказывается на ожиданиях и постоянное откладывание, постоянный перенос прогнозных сроков установления баланса на рынке нефти и снижения предложения нефтедолларов. Сейчас уже такие ожидания в большинстве случаев касаются первого квартала 2017 года. Также не в полной мере оправдались ожидания по поводу добычи нефти Ираном и Ираком. То есть в целом есть общее ожидание стабилизации рынка в течение этого года и начала 2017 года", - обобщил эксперт.

"Но произойдет ли это или все-таки нет, пока сказать сложно. Совершенно не очевидно, что к концу лета ожидания спекулятивных инвесторов не изменятся ровно на противоположные, и не сделают ставку на распродажу нефти. Ситуация пока остается настолько неустойчивой, что однозначно говорить о том, что цены на нефть будут стабильными, а тем более расти в течение даже этого года, пока рано", - резюмировал Алексей Белогорьев.

11090 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ