В Актау 12 августа пройдет V Каспийский саммит с участием президентов всех прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. В ходе встречи должна быть подписана Конвенция о правовом статусе Каспия, работа над которой длилась более 20 лет.
Статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин заявил, что "речь идет о заключении документа, основополагающего для системы взаимодействия в Каспийском регионе". "Он принесет равную выгоду всем странам-участницам", - отметил замглавы дипведомства в интервью "Коммерсанту". "Конвенция не только значительно укрепит доверие между ними и безопасность на Каспии в целом, но и будет способствовать росту экономической кооперации, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности каспийской "пятерки"", - указал он. Также документ поможет "реализации совместных проектов, направленных на ускоренное развитие и полное раскрытие потенциала в самых передовых отраслях", добавил Карасин. "Повышение предсказуемости и снижение различных рисков в одном из важнейших районов Евразии выгодно всем нам", - подчеркнул дипломат.
"Формула очень простая - взаимное уважение интересов, помноженное на чуткость к партнеру по переговорам", - отметил он, говоря о том, как в итоге стороны смогли выйти на согласованный текст. "В результате многолетней дипломатической работы удалось реально сблизить заметно разнящиеся позиции, на которых изначально стояли пять стран - Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан", - рассказал Карасин. "Без диктата и выкручивания рук мы пришли к приемлемому для всех кодексу поведения в нашем общем водоеме спокойно и прагматично", - указал он. "Мы же соседи и хотим жить мирно и дружно. На этой понятной всякому разумному человеку основе строится наше сотрудничество", - подчеркнул замглавы МИД России.
Карасин обратил внимание, что Каспийское море не будет считаться ни морем, ни озером. "У Каспийского моря будет особый правовой статус", - заявил он. "Это объясняется набором специфических географических, гидрологических и иных характеристик", - уточнил дипломат. "Оно представляет собой внутриконтинентальный водоем, который не имеет прямой связи с Мировым океаном, и поэтому не может рассматриваться в качестве моря", - пояснил он. В то же время "в силу своих размеров, состава воды и особенностей дна Каспий не может считаться и озером", указал замглавы российского внешнеполитического ведомства. Поэтому "к Каспийскому морю не применимы как положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, так и принципы, используемые в отношении трансграничных озер: на секторы разграничивается только его дно, суверенитет в отношении водной толщи устанавливается на основании других принципов", объяснил он.
По мнению дипломата, "соглашения, которые ранее заключили между собой Россия, Казахстан и Азербайджан, а также Казахстан и Туркменистан, могут послужить примером и при делимитации в южной части моря". "При этом Конвенция четко фиксирует цели такого разграничения исключительно для недропользования и обязывает стороны проводить его путем переговоров на основе международного права", - обратил внимание он. "Прибрежные государства при завершении делимитации получают полную юрисдикцию над ресурсами своего участка дна. Но правовой статус покрывающих вод отличен, как я уже сказал", - отметил Карасин.
Замглавы МИД РФ также подчеркнул, что саммит в Актау будет не финалом каспийского формата, а рубежом между двумя периодами сотрудничества прикаспийских стран. "Есть понимание, что набранный темп не только не стоит снижать, но и наоборот можно наращивать", - заявил он. "Если за все предыдущие годы мы наработали всего девять юридически обязывающих пятисторонних документов, то в Актау - помимо большого межгосударственного договора - ожидается подписание сразу шести новых межправительственных соглашений", - сообщил дипломат. "Ожидаем, что после принятия конвенции каспийский формат заметно окрепнет. Назрел вопрос о формировании постоянно действующей консультационной площадки", - заключил замминистра иностранных дел России.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин, саммит в Актау станет началом новой эпохи в жизни Каспийского региона. "Все юридические вопросы решены, а значит, все вопросы, связанные с неопределенностью статуса водоема и принципов его разделения, ушли с повестки дня, и остались только вопросы сотрудничества. Важной частью интервью Карасина являются его слова о создании прикаспийской организации сотрудничества, которая как раз и будет заниматься конкретными вопросами взаимодействия и активизации торгово-экономического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, я полагаю", - сказал он.
"Конечно, в том, что касается принятия Конвенции, есть еще определенная вероятность того, что что-то не получится на последней стадии, но в целом юридические моменты урегулированы, и теперь сторонам нужно просто использовать устоявшийся пятисторонний формат регулярных встреч на уровне замминистров. Достаточно этот формат институционализировать и создать новые структуры, которые с использованием созданного юридического базиса будут помогать прикаспийским странам развивать сотрудничество в новой эпохе", - подчеркнул Станислав Притчин.
Ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев также подчеркнул, что на саммите в Актау будет закрыта эпоха правовых споров вокруг хозяйственно-экономической деятельности в целом в Каспийском регионе. "Различные этапные документы уже были подписаны в разные годы работы над Конвенцией, к примеру, тройственное соглашение о разделе секторов Азербайджан-Казахстан-Россия. Были разрешены вопросы судоходства, определены принципы регулирования вопросов экологии, они прописаны в многосторонних соглашениях, договорах и меморандумах, разработанных за почти четверть века переговоров. Все они были шагами к текущему моменту окончательного подписания всеобъемлющей Конвенции, которое стало возможно именно сейчас, в новую эпоху, когда в практическом плане были найдены возможности для взаимодействия "каспийской пятерки" с внерегиональными игроками и между собой по хозяйственному освоению ресурсов в море в отрыве от споров и правовых лакун", - рассказал он.
Конвенция позволит окончательно перейти от разрешения разногласий к продуктивному сотрудничеству. "Это один из последних документов, который переводит регион из постсоветского качества в новую реальность, ведь сам спор был вызван распадом СССР. Споры начались с возникновения новых независимых государств и размежевания их хозяйственной и политико-правовой деятельности. Подписание Конвенции символизирует, что этот транзитный, постсоветский этап закончен и начинается нечто новое. Впереди огромное количество практических вопросов в плане совместного хозяйственно-экономического освоения, включая параметры организации Каспийского экономического сотрудничества, в которой должны быть такие экономические инструменты, как собственный инвестиционный банк, занятый финансированием международных проектов. Среди подобных проектов – и строительство кольцевой автодороги, и развитие портов, и возобновление биоресурсов, и интегральные решения по электроэнергетике, например, по прокладке кабелей по дну Каспия, и взаимодействие в промышленно-инновационных зонах", - перечислил Александр Караваев.