Глава ФМС Константин Ромодановский сегодня, в очередной раз объясняя, почему введение в России виз со странами СНГ невозможно, в числе прочих аргументов напомнил об усилиях, предпринимаемых Россией по интеграции стран постсоветского пространства. "Мы создали ЕврАзЭС, Таможенный союз, создаем Единое экономическое пространство. Введение визового режима противоречило бы нашим усилиям в этом направлении", - пояснил глава ФМС.
В связи с этим "Вестник Кавказа" решил выяснить у экспертов по евразийским структурам, насколько в действительности может сочетаться возвращение визового режима с интеграционными процессами. Вице-президент Фонда развития евразийского сотрудничества Андрей Смирнов в первую очередь напомнил о том, что о неприемлемости введения виз на сегодняшний день было заявлено на самом высоком уровне: "Президент России Владимир Путин сказал, что в ближайшее время введение виз не предполагается".
При этом, по мнению эксперта, сам по себе визовый режим никак не сочетается с интеграционными усилиями из-за того, что возможность ездить по внутренним или хотя бы загранпаспортам является одним из неоспоримых достоинств евразийских структур. "В условиях развития интеграционного проекта по созданию Евразийского Экономического Союза сейчас это делать нецелесообразно, потому что безвизовый режим является одним из тех моментов, которые привлекают к сотрудничеству с Россией другие страны, а в Евразийский Экономический Союз - другие страны постсоветского пространства", - пояснил он.
Гендиректор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин, в свою очередь, отметил, что в рамках евразийской интеграции формат формату рознь, и если в одних случаях визовый режим попросту абсурден, то в мог бы служить российским национальным интересам. "Миграционная политика, на самом деле, должна учитывать особенности интеграции. И поэтому система 1990-х годов, когда был введен безвизовый режим для всех стран СНГ без исключения, в нынешних условиях устарела. Сейчас, условно говоря, нужно сохранить безвизовый режим прежде всего между странами ТС. Соответственно, можно рассматривать необходимость безвизового режима со странами-кандидатами на вступление в ТС - это Армения и Киргизия", - сообщил Лепехин, продолжив, что далее уже можно рассматривать варианты.
"Например, Украина наиболее тесно экономически связана с Россией; конечно, безвизовый режим с ней должен быть сохранён. А, например, с Узбекистаном, который давно вышел из ОДКБ, при этом не участвует в Таможенном Союзе и, в принципе, в Евразийском Экономическом Союзе тоже пока его участие не планируется, другая ситуация. При том, какое количество мигрантов едет из Узбекистана в Россию - более 600 тыс в год по крайней мере, стоит подумать, есть ли смысл сохранять безвизовый режим. Поэтому дифференцировать нужно с учётом нынешних реалий и разноформатности интеграции", - резюмировал эксперт.