Цены на нефть бенч-марок поднимаются в ходе торгов сегодня на информации о сокращении запасов и объемов производства топлива в Америке.
Стоимость фьючерсов с поставкой в октябре на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 13:45 мск выросла на $0,42 (0,8%), добравшись до $53,12 за баррель. Таким образом, североморская смесь Brent торгуется на максимальной отметке с 25 мая, передает "Интерфакс".
Легкая нефть WTI с поставкой в сентябре на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) поднялась в цене к этому же времени на $0,28 (0,56%) - до $49,84 за баррель.
Накануне в Минэнерго США заявили, что товарные запасы нефти в стране за прошлую неделю сократились на 6,45 млн баррелей, хотя аналитики обещали снижение на 2,2 млн баррелей. Производство нефти в Америке упало на 7 тыс баррелей в сутки (б/с) - до 9,42 млн б/с.
Также на участников рынка повлиял ежемесячный обзор ОПЕК о состоянии рынка "черного золота". Картель увеличил оценку мирового спроса на нефть, производимую им, примерно на 200 тыс б/с на текущий и следующий годы. Помимо этого, ОПЕК понизила прогноз добычи в странах не-ОПЕК на 50 тыс б/с в этом году и на 90 тыс б/с - в будущем.
Завтра свой доклад опубликует Международное энергетическое агентство.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, на данный момент нельзя с уверенностью сказать, что цены на нефть остановятся на том или ином уровне. "Долгосрочная тенденция заключается в том, что нефтяные цены образуют некую кривую линию, которая идет то вверх, то вниз. Более-менее точно можно говорить о верхней и нижней границе - это примерно коридор $55-$45 за баррель. Так, буквально месяц назад цена была ниже $50 за баррель, она постоянно менялась в диапазоне $45-$46-$47, она постоянно скакала, сейчас она вышла за $50 за баррель", - пояснил эксперт.
По его словам, теперь стали понятны причины такой динамики. "Алгоритм изменения цены более-менее уже устоялся. Когда цена нефти подрастает, в Америке запускаются буровые установки, так как они вновь становятся рентабельными. Начинается рост добычи, все трейдеры видят, что в Америке растет добыча, начинается падение цены из-за переизбытка на рынке, а потом следует падение. Оно длится от несколько недель до нескольких месяц. Наконец нефть падает к $45 за барель, и тут же буровые установки останавливаются, начинается сокращение объемов добычи в США, и опять мы видим возрастающий рост, с которого начинается новый цикл", - рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
"Но при этом параллельно идет долгосрочная тенденция - рост потребления нефти в мире. Потребление растет буквально каждый день. Первый и главный драйвер - это Китай и Индия, они больше всего наращивают потребление. Выходит, с одной стороны наблюдается рост потребления, с другой стороны - постоянная чехарда от $45 до $55 за баррель и обратно", - охарактеризовал ситуацию Юшков.
Какие-то радикальные изменения, указал эксперт, возможны, когда годовой объем добычи сравняется с годовым объемом потребления: тогда могут появиться некие новые факторы воздействия на рынок. На данный момент, уточнил он, предложение немного превышает спрос, но все идет к тому, чтобы примерно в конце текущего либо в начале следующего года предложение, наконец, сравнялось со спросом, и восстановился баланс.
Сложившийся уровень цен на нефть - $50-$55 за баррель, поведал Юшков, для России довольно позитивен, поскольку бюджет РФ сверстан на 2017 год исходя из $40 за баррель, так что любая нефть по цене более высокой - это дополнительный доход для России. "На экспорт мы отправляем доллары, и для бюджета выгодно, чтобы цена нефти была высокой, рубль стоил дешево, а доллар был дорогой. Тогда мы вывозим нефть, получаем, допустим, $100 долларов и на них покупаем рубли, которые уже идут в доход бюджета. Нам выгодно, чтобы за доллар мы получали максимальный объем рублей. Сейчас это немного тоже изменилось, потому что у нас рубль окреп, и надо будет смотреть картину по итогам года. Пока бюджет чувствует себя лучше, чем ожидалось в конце 2016 года, когда его верстали. Ведь тогда все говорили, что нефть упадет до $20, $30 – это максимум на ближайшие 10 лет, а теперь мы видим среднюю цену $50, и это для России довольно позитивно", - заявил аналитик.
"Для остальных стран ситуация может быть иной. Венесуэле, чтобы сверстать бюджет, нужна нефть чуть ли не по $200 за баррель. Их уже ничего не спасет, они в экономическом коллапсе, и все это усугубляется политическим кризисом. У них никогда не было резервных фондов, они все направляли сразу в расходы. В России был резервный фонд, сейчас он уже более-менее истощился, потому что часть резервов передали на стратегические проекты. Но это деньги возвратные, компании должны вернуть их обратно государству", - сообщил он.
В целом, нельзя отрицать, что все нефтепроизводители чувствуют себя некомфортно после цены в $100-$120 за баррель, и нынешние $50 для всех очень серьезный шок, признал эксперт. "И именно поэтому создается коалиция ОПЕК+, которая пытается влиять на рынок, мы договариваемся о каких-то действиях, сначала о сокращении добычи, теперь о заморозке. Это показывает, что и Саудовской Аравии, и Ираку, и Ирану - всем хочется цену нефти более высокую, чем она есть, потому что бюджет, сверстанный на 2017 год при $40, подразумевает дефицит бюджета в 3%. Чтобы был бездефицитный бюджет, нужна цена повыше, наверное, ближе к $60", - уточнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
"Россия может еще больше сократить расходы. В частности, на этом настаивал Минфин: чтобы снять часть расходов на оборону, так как перевооружение армии частично уже произошло, и такие большие расходы не нужны. Но мир ведь нестабилен, поэтому президент сохраняет, по крайней мере, видимость высоких расходов на оборону. Посмотрим, как сейчас будет проходить обсуждение бюджета на 2019-2020 годы, какой там будет баланс", - заключил Игорь Юшков.