Вестник Кавказа

Ближний Восток вытесняет Россию с нефтяного рынка Европы?

Между Россией и странами Ближнего Востока разворачивается ценовая война за европейские рынки, к такому выводу пришло Международное энергетическое агентство (МЭА), опубликовав свой отчет.

Так, традиционный для России рынок пытаются завоевать Иран, Ирак, Саудовская Аравия и Кувейт. Так, Иран вслед за Саудовской Аравией начал поставки нефти в Польшу, указывают составители отчета. В свою очередь Saudi Aramco снизила цены для потребителей Средиземноморской Европы с поставкой в августе, конкуренты из стран Ближнего Востока, как ожидается, последуют ее примеру.

Кроме того, в мае нынешнего года Saudi Aramco и PKN Orlen подписали контракт на поставку ежемесячно 200 тыс т нефти на нефтеперерабатывающие заводы польской компании. Он действует до 31 декабря 2016 года с возможностью автоматического продления. Нефть будет перерабатываться на НПЗ в Польше, Чехии и Литве.

В PKN Orlen отметили, что "это первый прямой долгосрочный контракт" компании с поставщиком из региона Персидского залива.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков подтвердил, что в настоящее время активно развивается конкуренция поставщиков нефти на европейский рынок. "Прежде всего, это происходит из-за увеличения добычи в Ираке. Основным проектом, способствующим увеличению добычи, является Западная Курна-2, разработкой которого занимается компания "ЛУКОЙЛ". То есть она в какой-то степени создает России конкурента. Но "ЛУКОЙЛ" - это частная компания, она реализует любые проекты. В большей степени непонятно, почему в иракских проектах участвует государственная компания "Газпром нефть". Получается, что она тоже создает конкуренцию своему основному акционеру в лице государства", - посетовал эксперт.

При этом он напомнил, что в 2015 году рост добычи в Ираке благодаря этим новым проектам составил более 20%. "Эта нефть выходит на мировой рынок, в том числе на европейский. Что касается Ирана, то он фактически уже достиг досанкционных объемов производства. Если во время санкций, с 2011 года, он поставлял всю свою нефть на рынок Индии и Китая, то теперь он может дополнительно поставлять нефть и на рынок Европы. Так что конкуренция действительно растет, и России приходится удерживать свои рынки", - заметил преподаватель Финансового университета при правительстве РФ

В то же время он акцентировал внимание на том, что России без труда удается реализовать всю добываемую в стране нефть на мировой рынок. "Это в том числе и европейский рынок. То есть нет такого, чтобы у России кто-то бы не покупал нефть в Европе. А дополнительные объемы, которые добываются в Восточной Сибири, просто уходят на азиатские рынки, в Китай, в порт Находки, откуда уже попадают и в Японию, и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что у России нет проблем с продажей нефти", - указал эксперт.

По его словам, главной проблемой России на сегодняшний день является сохранение объемов добычи на самом высоком уровне. "По сути, новые крупные проекты не появляются, и в этом опасность. В ближайшие годы нужно вкладывать средства в новые разработки, а у нас из-за низкой цены на нефть инвестиционные программы наоборот сокращаются", - поведал аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Также он поделился мнением о преимуществах российской нефти. "Необходимо смотреть на то, какая нефть поступает из Ирака и Ирана. В том же Ираке по сути есть два сорта нефти - легкая и тяжелая, высокосернистая, которая требует большой степени переработки. Если говорить о тяжелой нефти, то российская нефть, естественно, лучше. При этом в России тоже есть разные сорта. В Поволжье добывается высокосернистая, тяжелая нефть. Правда, в трубе она уже смешивается с легкой нефтью Западной Сибири, малосернистой, и получается наша экспортная смесь Urals, которая является среднесернистой, то есть средней по качеству. Но европейские перерабатывающие заводы как раз-таки настроены на эту нефть. Поэтому рынок сбыта у нас устоявшийся, и НПЗ европейские подстроены как раз в основном под среднесернистую российскую нефть. Поэтому пока нет опасности в том, что Саудовская Аравия, Иран, Ирак выдавят Россию с европейского рынка", - рассказал эксперт.

Кроме того, он выразил сомнение в том, что конкуренция на европейском рынке сильно повлияет на нефтяные цены. "Цены на нефть определяются балансом спроса и предложения только тогда, когда остальные факторы неизменны. Главным же фактором является ставка ФРС. Если она повышает ставку, то кредиты становятся менее доступными. Соответственно, фьючерсы становится не на что покупать, поэтому они падают в цене. Пока что ФРС не меняет свою ставку, поэтому игроки начинают смотреть на остальные факторы - объемы добычи, объемы производства. Естественно, что даже при стоимости фьючерсов по $50, поставщики на рынке реальной нефти могут давать скидку. К примеру, в 2014-2015 годах Саудовская Аравия наоборот давала скидку покупателям. А сейчас она это делать перестает. Поэтому конкуренция несильно скажется на нефтяных ценах. Все-таки сейчас не такой большой профицит на рынке реальной нефти, чтобы компании давали большие скидки потребителю", - заключил Игорь Юшков.

В свою очередь президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль подчеркнул, что рынок сам по себе предусматривает конкурентную борьбу, добавив, что преимущество России заключается в том, что она поставляет нефть четко, надежно и в установленные сроки. "Прежде всего, РФ осуществляет поставки в европейские страны. И даже в условиях самых больших кризисов в течение последних 30 лет Советский Союз, а теперь России, ни разу не нарушили свои обязательства. Поэтому европейские страны уже убедились в том, что Россия является надежным партнером", - заявил он.

Касаясь Ирана, глава Союза нефтегазопромышленников России, отметил, что Тегеран даже в период санкций поставлял нефть на европейские заводы. "Раньше Иран ежегодно добывал примерно 280 млн т, а в последние - 170 млн т. Сейчас у него появились возможности, но для этого нужно время. Необходимы и средства на восстановление промыслов, материальных ресурсов, оборудования и так далее. По моим оценкам, для того, чтобы выйти на прежние показатели, Ирану нужно примерно три года. Поэтому необходимо очень внимательно следить за ценовыми вопросами. Если нужно, то где-то, может быть, и стоит снизить цены, хотя они и так сейчас не очень высоки. Колебания цен есть и будут. Нынешние цены в размере $45-50 за баррель не очень комфортные, но, тем не менее, не критичные для России, поскольку себестоимость у нас все же значительно ниже. Так что надо внимательно следить за ситуацией, чтобы не потерять рынок", - поведал он.

Помимо этого, глава Союза нефтегазопромышленников рассказал о том, скажется ли конкурентная борьба России со странами Ближнего Востока на ценах на нефть. "Страны Персидского залива имеют свои бюджеты, исходя из расчета $90-110 за бочку. Поэтому нынешняя цена для них тоже не является комфортной. Люди достаточно быстро привыкают к льготам, к хорошим вещам, так что сегодняшние цены не устраивают их. Те же США сейчас не укладываются в себестоимость, поэтому резко прекратили добычу сланцевой нефти. Тем не менее, в настоящее время ситуация такая, что зачастую на нефтяные цены больше всего влияют спекулянты. Поэтому когда на мировом нефтяном рынке нет денег, возникают вопросы, связанные с ценой. Так что я не вижу, чтобы была бы какая-то война. Это обычные рыночные условия. Кто-то получает дивиденды, а кто-то проигрывает", - подытожил Геннадий Шмаль.

14815 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября